Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 31-37 (прот. Павел Великанов)
800px-Ottheinrich_Folio055v_Mc7C

Исцеление глухонемого косноязычного

 Мк., VII, 31-37 (прот. Павел Великанов)

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа'", то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Нам очень непривычно слышать то, о чем сегодня рассказывает евангелист Марк. Ещё бы: глухой и косноязычный — уже неприятная картина. И тут ему Иисус «влагает пальцы в уши» — плюёт — касается его языка — одним словом, происходит нечто вообще за рамками всяких приличий. Что это всё значит? И зачем?

Прежде всего, надо внимательно вслушаться в контекст происходящего. Итак, слава об Иисусе как целителе и чудотворце растёт с каждым днём, и вот, к Нему специально приводят этого несчастного. Причем — как это точно показывает Марк — цель — «чтобы Иисус возложил на него руку». Не чтобы «исцелил», не чтобы «помог» — а — «возложил руку». То есть для толпы этот бедолага — своего рода «экспериментальная мышь», на примере которой можно посмотреть, что же будет дальше. Народ хочет развлечения, ему интересно посмотреть, что за трюки будет проделывать с ним Иисус, и к чему это приведёт.

Но Спаситель сразу отказывается выступать в такой роли. Он уводит несчастного подальше от народа, и дальше — самое интересное. Для чего-то Иисус устанавливает физический, тактильный контакт с больным. Ведь мы знаем из Евангелия, что неоднократно Иисус не только исцелял, но и воскрешал всего лишь Своим Словом — но здесь почему-то Он не только слегка касается, а происходит какой-то разговор посредством жестов и прикосновений. Не будем строить догадки — мы всё равно не поймём. Это тайна их двоих. Очевидно только одно: именно таким образом до глухого можно было донести нечто крайне важное, без чего исцеление не произошло бы.

Этот евангельский случай вселяет большую надежду. Почему? Попробую объяснить. Мы видим, как Бог соразмеряется, подлаживается под наше состояние — каким бы уродским оно ни было. И это очень вдохновляет!

Разве не приходила вам мысль о том, что Бог что-то пытается до нас донести — а мы в силу своей греховности, косности, глупости и самовлюблённости проходим постоянно мимо Его знаков, Его откровений, Его подсказок? И понимаем это только потом, когда уже поздно? И поняв, снова и снова ругаем себя? Но сегодняшнее чтение в прямом смысле слова выбивает почву из-под такого утверждения. Потому что Бог не просто «слегка знаком» с нами: Он знает нас как облупленных и всю нашу греховность, и всю бестолковость. И что самое главное, в отличие от нас Бог с нами не играет в игры, не «симулирует» бурную деятельность, не создаёт видимость заботы о нашем спасении — а именно заботится, именно спасает. С учётом всех наших особенностей. Другими словами, когда Бог что-то хочет нам сказать, Он это говорит так, что мы обязательно услышим. И поймём, что это именно Его слова, адресно нам сказанные. Да, конечно, мы можем их перетолковать по-своему. Или вообще отвергнуть. Это — данное Им, Богом, наше право. Но когда Бог на самом деле что-то говорит нам, у нас уже не может быть отговорок: ой, как-то я не расслышал, что-то мне померещилось там, как-то я недопонял или подзабыл. Бог прост и ни разу не лукав. Он не строит нам «ловушки» и «многоходовки», в которых мы должны мучительно разбираться, пытаясь понять, а где же нас хотят подловить и провести. Все сложности и интерпретации сидят только в нашей собственной голове и питаются нашей непростотой и привычным лукавством. Именно поэтому одним из важнейших навыков в духовной жизни является простота как способность без тщательного рационального анализа принимать данность, как она есть — со всей непонятностью и сложностью. Когда человек просто и честно признаёт, что этот мир — Божий, а не «моя персональная вселенная», становится значительно легче. Если мир — Его, значит, всё, что в нём — происходит не без Его участия и наблюдения. И, что самое главное — Он знает гораздо лучше нас, каким образом нас вести по наикратчайшему и эффективнейшему пути к нашему спасению! А от нас требуется не так уж и много: поверить и не слишком сильно мешать Ему заниматься Его, Божьим, делом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!