Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12
02 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
03 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
04 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
05 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
06 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
07 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
08 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
09 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
Перед нами — очень интересная тема, которую поднимает Христос Спаситель в Своей речи, обращённой к ученикам. Это тема — страх за собственную жизнь.
После решительного обличения Христом фарисеев и законников стало понятно, что Иисус вовсе не собирается становиться сторонником одной из религиозно-политических партий иудаизма. Это означало, что тем самым Он обрекает Себя на осуждение и ненависть со стороны тех, в чьих руках находилась власть и огромное влияние — религиозные элиты. Нетрудно догадаться, что ощущали апостолы, когда противостояние между Иисусом и фарисеями стало быстро развиваться. Ученикам становилось страшно: кто — они, малограмотные, безвестные люди, и кто — важные и властные духовные вожди всего еврейского народа? Достаточно одного веского слова — и слушатели тотчас забросают камнями насмерть — с полной уверенностью, что так угодно Богу, раз к этому призвали Его служители!
И Христос прекрасно понимает, какие помыслы начинают досаждать ученикам. Поэтому Он несколькими яркими афоризмами даёт им опору, чтобы не допустить уныния, которое может сковать душу невидимым параличом. Иисус вкладывает им в умы и сердца противоядие от страха за свою жизнь. Давайте разберём эти «антидоты» подробнее.
Итак, первый антидот — это то, что жизнь со смертью не оканчивается. Прекращение жизни тела — это ещё не смерть как таковая. Подлинная, окончательная смерть — это оказаться разлучённым с Тем, Кто и есть источник всяческой жизни — Богом. И тот, кто думает, что убивает человека — на самом деле всего лишь убивает тело, которое в любом случае должно будет рано или поздно умереть. Но власть убийцы никоим образом не простирается на Бога, только от Которого и зависит дальнейшая участь человеческой души.
Второй антидот — это Божественное попечение о каждом творении. Приводя сравнение с малыми птицами, Спаситель обращает внимание учеников на то, что даже кажущиеся никчёмными, Богом забытыми, птицы, на самом деле находятся под Его пристальным вниманием — также, как и каждый волос на теле человека. Этими словами Иисус побуждает учеников дать отпор помыслам недоверия Богу и боязливому опасению, что Бог — где-то там, очень далеко, к Нему, словно к некоему восточному деспоту, трудно приблизиться. Нет, Бог — рядом всегда, и никуда не исчезает, и нет ничего в жизни, что происходило бы помимо Его.
Третий антидот — это обещание незамедлительного отклика Бога в виде ниспосылания Своего Духа в ситуации, когда ученики окажутся в положении жертвы. Да, им будет страшно — но им не надо беспокоиться и мучительно соображать, что отвечать обвинителям: Сам Бог будет говорить их устами — потому что они засвидетельствовали свою верность Христу.
В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда к нам подкрадывается страх, и мы боимся, как бы не утонуть в бездне отчаяния. В этот момент лучшее, что можно сделать — открыть сегодняшний евангельский отрывок, несколько раз перечитать — и с молитвой вручить самих себя, наших близких, да и всю нашу жизнь без остатка — Господу Богу. Потому что этот мир — да и мы тоже — Его произведение, и Он Сам справится с любой ситуацией куда лучше, чем мы!