Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов).

Имя патриарха Авраама — это своего рода знамя Древнего Израиля. С его именем связаны все основные национальные, политические и религиозные амбиции. Конечно, для такого уникального отношения к Аврааму есть свои основания, их в большом количестве можно найти в книге Бытия: Бог обещает Аврааму, что «умножая умножит» его семя, что оно «овладеет городами врагов своих; и благословятся в <нём> все народы земли» (Быт. 22:17–18). Израильтяне знали, что владычество Бога распространяется на всю землю, но благословение Бог преподаёт всем народам через Свой избранный народ, завет с которым является нерушимым и вечным. Новый Завет последовательно разрушает национальное понимание слов книги Бытия. Христов Креститель Иоанн говорит: «...Не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам“, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9; Лк. 3:8). В этих словах уже заложено новое понимание потомства Авраама — как его семени не по крови, а по духу. Христос Спаситель доводит это представление до логического завершения: те, кто не поступают, как Авраам, не имеют права называться его сыновьями. Конечно, можно копировать внешнюю сторону жизни Авраама, копировать то, что заповедовал Бог, в первую очередь, обрезание. Но при этом не видеть самого важного, не быть причастным сердцевине и сути жизни Авраама, которая заключалась в абсолютном и безоговорочном доверии Богу. Авраам был открыт всему, что говорил Бог, его невозможно представить полемизирующим с Богом и приводящим в этой полемике какие-то исторические аргументы. Открытость всему, что говорит Бог — это свидетельство свободы Авраама, к которой и переходит в разговоре с иудеями Христос Спаситель. Он определяет свободу не как политическое, а как духовное понятие: Он говорит не о свободе целого народа от иноземного владычества, не о свободе как социальном статусе отдельного гражданина, а о той внутренней свободе, которая произрастает из доверия Богу и, как следствие, отказа от греховной жизни. Дверью к этой свободе является познание истины, то есть познание Христа как Воплощённого Слова Божия. В дальнейшем эта тема будет всесторонне осмыслена апостолом Павлом, который опишет рабство греху как врождённое свойство «плоти», а освобождение от него — как жизнь по духу во Христе Иисусе.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!