Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19 (о. Стефан Домусчи)

Iscelenie_prokajenixЛк., 85 зач., XVII, 12-19 (о. Стефан Домусчи)

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы услышали историю об исцелении Христом десятерых прокаженных. Хотя болезнь эта существует до сих пор, о ней мало мало кто знает. Она стала одной из болезней, каких много в мире, и при правильном и своевременном лечении, полностью излечивается. Конечно, совершенно не так воспринимали проказу, или как она сейчас называется лепру — в древности. Как только священник диагностировал проказу, человек должен был разодрать на себе одежды, покинуть общество и жить вне стана или города. При встрече с любым другим человеком он должен был кричать «Нечист! Нечист!», предупреждая о том, что он заражен и встреча с ним очень опасна. Конечно, их не воспринимали как преступников, они не подвергались презрению... Скорее — это было брезгливостью и боязнью. Они были совершенно отрезаны от общества и не имели общения со здоровыми людьми, кроме тех, кто мог оставлять для них пищу и издали сообщать им нечто, что было для них важно. Нередко прокаженные жили группами, так как могли рассчитывать только на взаимную помощь друг другу.

Исцеления от проказы были возможны, но только в том случае, если она проходила сама собой, т.к. лечить ее не умели. И вот десять прокаженных, жизнь которых чрезвычайно тяжела, выходят ему на встречу и издали начинают кричать. Однако они кричат совсем не то, что должны были кричать по закону... Они просят Христа о помощи. — «Иисус, Наставник! Помилуй нас», говорят они. Сегодня эти слова звучат скорее как просьба о прощении, но в то время они подразумевали другое. Во-первых, обращаясь ко Христу по имени, они свидетельствуют о том, что знают Его, если даже издали Он был ими узнан. Во-вторых, они называют Его наставник, что может показаться чем-то вроде учителя, но на самом деле греческое слово, которое употребляет евангелист Лука означает скорее начальник или распорядитель. Иными словами, обращаясь так они воспринимают Его как того, кто имеет власть их спасти. Именно так обращались ко Христу апостолы когда в шторм, на тонущей лодке, кричали «Наставник, спаси нас, погибаем»!

Прокаженные просят о том, чтобы Он их помиловал. Однако слово это стало у нас юридически термином, хотя в то время означали скорее сострадание. Они не говорят исцели, очисти, но помилосердствуй! Они знают, что обращаются к тому, чья милость и есть исцеление...

Услышав их просьбу, Христос говорит им, чтобы они пошли и показались священникам. Сделать они это должны были только в случае выздоровления, что и происходит с ними во время пути. Христос совершил чудо, но сделал это так, чтобы в этом чуде смогли участвовать сами прокаженные. Они были еще больны, но должны были повести себя как выздоровевшие, должны были совершить подвиг веры, довериться одному простому слову, без всякий действий с Его стороны.

Они все пошли... все очистились... Но осознал происходящее как милость Божию только один и тот был самарянин, то есть практически иноверец.

Христос задает вопрос: «где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника»? И этот вопрос, на самом деле очень страшен, потому что вскрывает одну из ключевых проблем наших отношений с Богом: человек зачастую не благодарен своему Творцу.

Вполне вероятно, что остальные девять не вернулись потому, что не увидели никакого усилия или чуда со стороны Христа. Так часто бывает и в нашей жизни. С нами происходят самые простые вещи, мы просыпаемся, имеем силы для работы, выздоравливаем от болезней, все это кажется естественным ходом вещей, но все это Бог содержит в своей руке. Понимаем мы это или нет, благодарим за это или воспринимаем как должное...

Ждет ли Бог от нас благодарности? Если мы рассуждаем об этом по человечески, то нет, потому что Он чужд ощущению обиды, да и дарит нам все это не для благодарности, а по любви. Но чего же ждал Христос? Что мы можем дать Богу, который ни в чем не нуждается? Свое глубочайшее расположение, свою радость о том, что Он Есть, и что Он таков, каков Он есть — милостивый, верный, щедрый в любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!