Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В евангельском отрывке, который мы только что слышали, заключена квинтэссенция всего новозаветного благовестия. Христос Спаситель противопоставляет обычную, человеческую логику — Божественной милости. Эти слова более чем необычно звучали для слуха иудеев, в сознании которых единственно правильным отношением к людям и их поступкам был закон Моисея. В рамках этого закона не просто допускалось, а требовалось — из высших религиозных соображений — чтобы любой грех, любое нарушение закона было обязательно наказано. Конечно, мы смотрим на эту ситуацию из позиции христианской цивилизации — но если взглянуть на те же самые заповеди с точки зрения народов, окружавших евреев — то это был однозначный прогресс: отказ от не знающей границ мести, установление пределов наказания, да и вообще регламентация законом всего множества случаев отношений между людьми — это, без всякого сомнения, было существенным продвижением прежде всего в области нравственности.

Но Иисус Христос предлагает Своим слушателям не просто подняться на следующую ступеньку духовного возрастания: Он предлагает нечто принципиально иное, нечто, что выходит за пределы любого сравнения. Он предлагает ориентироваться не на понятный и конкретный закон Моисея, но... — это даже боязно озвучить! — на Самого Господа Бога!

И вот здесь есть одна проблема. Конечно, призывы Христа звучат благородно, заманчиво, даже вдохновляюще. Любить безответной любовью, прощать любые преступления против тебя от всего сердца, отдавать свои сбережения без всякой надежды возврата — это всё очень красиво. Но — на практике — едва ли реализуемо. Это настолько высоко — что, скажем откровенно, не представляется возможным к этой планке дотянуться даже к концу жизни. И что же тогда нам делать? Поохать, повздыхать, какие всё же мы грешные и жестокосердные — и снова вернуться к своим делам, привычным отношениям — далёким от заповеданных Христом? Что-то в этой ситуации мы недопонимаем, потому что Спаситель просто так слов на ветер не бросал, и высокопарных лозунгов — не применимых к жизни — тоже не произносил. Нам нужен ключ — чтобы увидеть сквозь слова то, ради чего они произносились.

Этот ключ — в последней фразе. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Христос предлагает подойти с необычной стороны: прежде чем пытаться «выжать» из своей и без того скудной души последние капли любви и снисхождения, надо сначала пережить на личном опыте, что такое — милость Божия и Его безусловная любовь. Вот он — этот ключ: мы не можем «сындуцировать» внутри себя ни милости, ни любви — до тех пор, пока сами не окажемся в её лучах, исходящих от Бога.

Поясню на примере. Наверное, каждый из нас встречал в жизни какого-нибудь жуткого эгоиста, или, как сегодня говорят, «законченного нарцисса». Мы смотрим на такого человека с неизбежным осуждением: для нас он — грешник, застрявший в эгоцентризме, безнадёжный человек, совершивший свой неверный нравственный выбор. Но если бы мы потрудились хотя бы немного вникнуть в жизненный путь этого «нарцисса», то практически всегда мы бы увидели там катастрофическую нехватку любви: семейные драмы, алкоголизм кого-то из родителей, или какие-то иные виды тяжелейших душевных травм, чаще всего именно в детстве, в результате которых и произошло это «схлопывание», «короткое замыкание» на самом себе, любимом. Такой человек не потому никого не любит, что не желает любить — он просто не умеет по-другому выстраивать отношения, он не видел в жизни большого солнца любви — поэтому и не умеет пользоваться «душевным зеркальцем», чтобы отражать его на других.

Сегодняшнее Евангелие призывает нас к тому, чтобы всегда помнить: источник любви один — Господь Бог. Нет у нас никакого «фонарика любви» собственного изготовления, которым мы можем «светить вокруг». Всё, что мы можем — только лишь отражать ту Божественную Любовь, переживание которой есть в нашей жизни. Но пользоваться этим «зеркальцем» души надо учиться — пожалуй, это единственное, что целиком находится в нашей власти.

Помоги же нам, Господи, каждому иметь опыт прикосновения Твоей безграничной любви — и учиться отражением этого света согревать и души тех, кто находится рядом с нами!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!