Москва - 100,9 FM
* Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Спас Вседержитель

Спас Вседержитель

Мф., XXI, 23-27.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Вне всякого сомнения: первосвященники и старейшины не были лишены разума, они прекрасно понимали, чьей властью Христос Спаситель учил в храме. Их вопрос не был продиктован незнанием. Цель вопроса не в том, чтобы узнать новое, а в том, чтобы найти формальную причину для осуждения Христа. Ведь если бы Он ответил на их вопросы, то подпал бы под тот пункт закона, который предписывает убивать объявляющих себя Богом. С одной стороны — истина, с другой — собственные интересы. Первое далеко не всегда совпадает со вторым. Помимо эгоистичной слепоты здесь и ещё одно, значительно более важное: превратное представление о Боге, такое, какое с полным правом можно назвать еретическим. Если кто-то, зная истину, сознательно ей сопротивляется, то он либо безумец, либо имеет искажённое знание о Боге. Заподозрить первосвященников в безумии нельзя, значит, остаётся второе — ересь. Как и любое другое превратное представление о Боге, мнение первосвященников в конечном итоге привело их к тягчайшему нравственному преступлению. Но начало всего — сознательное закрытие своего разума для истины по причине ее неудобства, ее невыгодности и того, что она нарушает привычный порядок вещей. Эта беда случается со многими. И, к сожалению, нет абсолютно никаких гарантий, что она не настигнет и тех, кто находится в церковной ограде, кто старается жить так, как учит Церковь, и тех, кто обличён саном или же имеет монашеское пострижение. Сознательная слепота и глухота по отношению к истине — общечеловеческая проблема и опасность. Именно по этой причине Церковь столь часто предлагает нашему вниманию те отрывки из Евангелия, которые призваны заставить нас задуматься и не забывать о нависшей опасности. Опасность эта обусловлена тем, что мы очень любим самих себя и нам нравится быть «правильными». Нравится быть безукоризненными, мы так или иначе к этому стремимся. Святитель Феофан Затворник в своём комментарии на сегодняшний евангельский отрывок сказал: «Если бы [первосвященники и старейшины] любили истину больше, чем себя, была бы иная речь, иное было бы и дело. Свой интерес закрыл истину и не допустил ее до сердца, помешал образоваться искреннему убеждению и сделал его равнодушным к ней». Эти слова ставят очень непростой вопрос: а кто может про самого себя сказать, что он любит себя меньше, чем истину? Чьё стремление к истине простирается до забвения самого себя и своих интересов? Безусловно, такие люди есть, но кто может сказать такое про самого себя? Наверное, никто. А раз так, то нам стоит быть очень внимательным к словам Евангелия и все те обличения, которые мы находим на его страницах, применять в том числе и к себе. Иначе мы рискуем в ответ на свои молитвы, на свои обращения к Богу услышать лишь тишину, за которой будет стоять нежелание Бога общаться с нами, нежелание, которое вызвано не Его чёрствостью, а элементарным отсутствием смысла, ведь общение имеет смысл только с тем, кто слушает и слышит.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!