Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9

01 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

02 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

03 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

04 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

05 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

06 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

07 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

08 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

09 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9 (прот. Павел Великанов)

Преображение — не только один из больших праздников в церковном календаре, но и ключевое понятие для христианского богословия. Именно отсюда, из осмысления произошедшего на горе Фавор, начинает своё развитие православное вероучение о том, что же такое спасение, дарованное человечеству Сыном Божиим. Проблема отношений между греховным человечеством и святым Богом сквозь призму Преображения приобретает совершенно новые, неожиданные очертания. Бог перестаёт быть неразрешимой «проблемой», с которой непонятно что делать, и оказывается «возможностью», которой можно воспользоваться — а можно и проигнорировать, остаться в стороне.

Давайте немного остановимся на этом и подумаем, когда Бог — «проблема», а когда Он — «возможность». Для кого-то сама постановка вопроса покажется недопустимой: как Бог может быть какой-то «проблемой»? А разве не может? Разве Он — не гораздо больше, сильнее, могущественнее нас? Разве мы можем сказать, что Его понимаем, вполне осознаём, почему Он поступает с нами тем или иным образом? Да и вообще — много ли мы знаем о Нём на самом деле — а не через многочисленных посредников, каждый из которых что-то от себя да и привнёс? Древние люди прекрасно понимали: Тот, Кто создал этот мир, непредсказуем и неуправляем. От Него можно ждать, чего угодно, и повлиять на это с какой-то гарантией результата практически невозможно. Жертвы, обряды, ритуалы — какие бы порой жуткие или, наоборот, прекрасные формы они ни принимали — никогда не имеют гарантированного результата. Разве это — не проблема? Причём серьёзная и неразрешимая?

Но здесь есть и другая сторона. Не только Бог для человека — большая проблема. Но и сам человек, однажды сказавший Богу решительное «Нет!» — тоже огромная проблема для Бога. Ведь Господь Сам создал человека таким — с разумом и свободой воли — и не может принудить человека сказать такое же решительное «Да!» — не сломав в самой основе Своё же творение.

Наверное, многие хотя бы раз в жизни бывали на открытии памятника — когда в самый торжественный момент сдёргивается ткань, скрывавшая от любопытных глаз памятник — и вот он, предстаёт во всей своей красе. Небесная красота Христа как Богочеловека была скрыта под завесой обычной человеческой плоти, ничем не отличавшейся от окружавших. Но сегодня на Фаворе избранным ученикам была дана возможность увидеть воочию, кто такой на самом деле их Учитель.

Какую же «возможность» открывает нам сегодня Христос на горе Фавор? Он показывает, что в Нём как в Сыне Божьем, ставшем и Сыном Человеческим, обе «проблемы» разрешились. Бог и человечество примиряются, стена греха между ними исчезает, и открывается невиданная ранее возможность — стать человеку причастным Богу — причем не где-то там в теории, а быть в прямом смысле слова буквально «пропитанным», насыщенным Божественными энергиями.

Преображение учит нас тому, что Бог вовсе не исключён из мироздания — как порой нам кажется, особенно когда мы видим торжество греха и беззакония. Он не исключён — Он скрыт, неочевиден. Но Он жаждет быть узнанным! Увидеть, что всё бытие пронизано Божественными силами, можно только одним способом — стать причастными Христу. Он — тот исключительный «ключ», который размыкает замок, некогда повешенный на двери Рая. И когда этот «ключ» начинает действовать в нашем сердце, мы начинаем опознавать Бога в самых простых вещах и событиях, которые нас окружают. Не только сам человек, но и всё окружение начинает преображаться. Ведь сам по себе мир, в котором мы живём — прекрасен. И люди — тоже прекрасны. Потому что всё создано Гениальным и наполненным до краёв любовью Богом.

Помоги же нам, Господи, очистить душевные очи, чтобы удостоиться стать очевидцами той светоносной силы, только которая и держит крепко всё мироздание!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!