Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13

01 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

02 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

03 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

04 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

05 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

06 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

07 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

08 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

09 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Те молитвы, которые мы используем в нашем вседневном обиходе, в том числе и за богослужением, имеют вполне прозрачную историю. Так или иначе, но все они были составлены людьми, если, конечно, не брать в расчёт ряд славословий. Есть лишь одна молитва, которая дана нам Самим Господом Иисусом Христом. Христиане называют ее «молитвой Господней», иное ее название — «Отче наш», по первым словам этой молитвы. В Евангелии от Матфея молитва Господня звучит два раза: в рамках Нагорной проповеди и в ответ на просьбу учеников научить их молиться. Исследователи склоняются к тому, что Спаситель произносил эту молитву не на богослужебном языке, то есть иврите, а на разговорном арамейском. Вообще, внешне «Отче наш» очень похожа на иудейские молитвы времён земной жизни Христа. Но при этом она резко контрастирует с их витиеватостью и поражает своей простотой и краткостью. Поражает она и именованием Бога Отцом. Статистика использования слова «Отец» применительно к Богу в Ветхом и Новом Заветах крайне любопытна: во всем Ветхом Завете Бог именуется Отцом 15 раз, а в Евангелиях — 174 раза, из них 17 раз в Нагорной проповеди, часть которой мы только что услышали. Отцовство Бога по отношению к людям имеет уникальный характер. Христос Спаситель говорил довольно трудные для понимания слова: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Никто на земле, ни один земной отец, не может осуществлять отцовство таким образом и в той мере, в какой Бог осуществляет его по отношению ко всему человеческому роду и к каждому человеку. Отцовство Бога не имеет аналогий на человеческом уровне. При этом нигде и никогда Христос Спаситель не учил, что любовь Бога к людям или Его отцовство по отношению к ним имеют избирательный характер. В абсолютном смысле Бог является Отцом для всех людей, поскольку каждого человека Он создал и о каждом заботится: нет такого человека, который был бы изъят из этой заботы. Но подлинными детьми Бога являются те, кто уверовал в Его Единородного Сына. Отцовство Бога реализуется и актуализируется в тех людях, которые веруют в Иисуса Христа как Сына Божия и исполняют Его заповеди. Иными словами, в полной мере оно реализуется в общине учеников Иисуса. Для понимания этого факта прекрасно подходит аналогия с наследством: формально все дети одного отца имеют право на наследство, но получают его лишь те, кого он решит указать в своём завещании и получают ровно в той мере, которая там обозначена. Воля же отца чаще всего напрямую связана с тем, в какой степени дети соответствуют его ожиданиям. Да, во многом эта аналогия ущербна, но как бы то ни было, безусловное отцовство по-разному реализуется в отношении к детям. Если волю земного отца бывает непросто понять, то воля Бога выражена предельно ясно. Ее бремя легко, а иго ее — благо.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!