Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 20-24. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 20-24

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для того, чтобы лучше понять тот отрывок, который мы только что услышали, необходимо вспомнить, что случилось непосредственно перед теми событиями, которые он описывает.

Спаситель задал Своим ученикам вопрос: кем Меня считают люди. Ученики ответили, что люди считают Его за одного из великих пророков древности. «А за кого вы Меня считаете?» — спросил их Господь. В ответ на это, самый горячий и ревностный из апостолов, Петр, ответил: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Обыкновенно это место евангельского повествования называют «исповедание Петра». Опыт пребывания со Спасителем, благодать Божия позволили ему понять, кем его Учитель является на самом деле. Не просто пророком и чудотворцем. Все это время под видом странствующего проповедника скрывался обещанный древними пророками, долгожданный Мессия и более того, Сам Сын Божий. За такую духовную проницательность Христос очень высоко превозносит Петра. «Я дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». По сути, Он обещает ему определенную полноту власти. Не случайно в христианской традиции Петр имеет титул «Первоверховный апостол». Тем поразительнее то, что происходит дальше.

Тот же самый Петр, который только что признал в Иисусе Сына Божия, перчит Ему, выступает против той миссии, которую Христос должен был совершить. Что же произошло? Дело в том, что Петр слишком по-человечески представлял себе царство Мессии. В его сознании это должна быть мощная империя, во главе которой встанет его Учитель. Он то наведет порядок на земле: победит злодеев, будет вершить справедливый суд, даст возможность каждому человеку вкусить такого желанного земного счастья, мира и благоденствия. А они, апостолы, будут Его ближайшими помощниками в этом деле. Станут кем-то вроде министров в новом мировом правительстве. Поэтому, о каком таком кресте, страдании и смерти может идти речь? Именно в ответ на это он слышит в свой адрес строгие, даже жесткие слова: «отойди от меня сатана, ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое». Почему же Господь называет Петра сатаной, то есть противником, тем именем, которым обыкновенно называют главного падшего ангела? Это не случайно. Петр предлагает Христу то же самое, что ему предлагал некогда во время искушений в пустыне дьявол. «Покорись мне, — говорил он Господу, — и я дам тебе все царства земли. Причем без всякого креста и страданий». Спаситель же выбирает иной путь: не власть над человеком, а крестная жертва ради людей. И тот, кто хочет пойти за ним, должен также проследовать этой дорогой. Пока Петр этого не понимает. Голгофа пока впереди. Однако тот факт, что и сам он подобно Своему Учителю был распят за проповедь христианства на кресте, свидетельствует о том, что он своей жизнью и смертью принял слова Христа. И то, о чем повествует сегодняшнее Евангелие, — эпизод, свидетельствующий о его духовной незрелости.

Чему же учит нас эта история? Помимо всего прочего, она указывает на важную закономерность духовной жизни. Не всегда переживание благодати, ощущение легкости во время молитвы или участия в Таинствах является показателем нашего подлинного духовного состояния. Ведь за всяким таким подъемом зачастую неизбежно следует духовная яма. Критерием святости, внутренней прочности и добротности, является совсем не умиленный восторг и воодушевление. Подлинным учеником Христовым является лишь тот, кто, как и Он изнывает под тяжестью креста. А это вполне может быть путь беспросветный и скорбный. Но только лишь после такой личной Голгофы и может наступить Пасха. И только тогда ту радость, которая она нам подарит, никто у нас уже отнять не сможет.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!