Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
internet_009

Господь Вседержитель на престоле

Мф., XIV, 1-13.

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

История убийства Иоанна Предтечи весьма драматична. И не только потому, что под мечом гибнет величайший пророк — но и потому, что перед нами разворачивается картина личной трагедии Ирода — трагедии и как правителя, и как человека.

Какова предыстория этого убийства? Ирод Антипа, один из сыновей Ирода Великого, вступил в связь с Иродиадой, сестрой своего сводного брата, Филиппа — что по иудейским законам было двойным преступлением: прелюбодеянием и кровосмесительством. Но тех, кто дерзал указывать на недопустимость такого брака, было крайне мало: кому охота вступать в конфликт с сильными мира сего? Только Иоанн Креститель не стеснялся обличать нечестие Ирода — за что и был арестован. Заметим, что в евангелии от Марка написано, как относился Ирод к арестованному Предтече: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Ни больше ни меньше: берёг, благоговел перед его святостью и слушал с удовольствием! Как же могло случиться, что тот же самый Ирод даёт приказ об убийстве того, кем дорожил?

Мы не найдём ответа на этот вопрос, если не всмотримся в образ той женщины, из-за которой и завязался весь конфликт. Иродиада была внучкой Ирода Великого от Аристобула и в первом браке была замужем за своим дядей, Иродом Филиппом Вторым. Однако вспыхнувший роман с единокровным братом её мужа, Иродом Антипой, был настолько сильным, что она оставила своего мужа — а Антипа, в свою очередь, свою жену — и влюблённые заключили брак, который для иудеев был дерзким попранием элементарных нравственных норм. Иродиаду распирало от злобы на Предтечу, в котором она видела религиозного фанатика, неспособного понять силу страсти и величие любви. Самым простым способом избавиться от едких укоров совести было заставить навсегда замолчать неугомонного обличителя — и лишь только представился случай, Иродиада, не мешкая, воспользовалась им.

Но что же было дальше? Отец преданной Иродом первой жены, арабский царь из Набатии, воспринял измену как личное оскорбление и нанёс Ироду сокрушительный удар. Поражение в войне, как пишет Иосиф Флавий, иудеями было воспринято как вмешательство Бога за беззаконное убийство Предтечи. Если бы не помощь римлян — Ироду бы не поздоровилось.

Когда же на римский престол взошёл Калигула, другой Ирод — Агриппа — был титулован императором как царь. Это крайне возмутило Иродиаду. Она не скрывала свою горечь обиды и вынудила Ирода ехать к Калигуле за царским титулом — чего он очень не хотел. Однако Агриппа опередил своего брата и обвинил его в подготовке восстания — чему Калигула поверил. В итоге Ирод вместо награды был разжалован и сослан в далёкую провинцию Галлии, где и умер.

Иродиада оказалась роковой женщиной на жизненном пути Ирода. Любила ли она его? В этом нет никаких сомнений. Ведь когда Калигула предоставил ей возможность, как сестре Агриппы, не ехать за мужем в ссылку, но остаться при дворе — при этом вернув ей все её личные средства — она решительно отказалась. Вот её слова, приводимые Иосифом Флавием: «Государь! Ты великодушно и милостиво предложил мне исход, но мне мешает воспользоваться милостью твоею моя преданность мужу: я, разделявшая с ним все, когда он был счастлив, теперь не считаю себя вправе бросить его при перемене судьбы».

В чем же заключалась главная ошибка Ирода? В полной и безоговорочной капитуляцией перед женщиной, обезоружившей его своей сильной любовью. Флавий пишет, что «он не умел ей ни в чем отказать и подчинялся ее решениям». Он же знал, как сильно она его любит! И этот морок влюблённости застилал ему глаза — и в итоге привёл к самому опасному в отношениях между людьми — полному слиянию, поглощению одного другим. Ирод противопоставил себя Божественному закону и потерял себя — и ключевым моментом стало решение о казни Предтечи — которого он убивать совсем не хотел.

Помоги же нам, Господи, никогда не забывать о том, что любовь — какой бы силы она ни была — легко становится губительной, когда обращена против Бога и Его законов!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!