Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 5-7, 10-11, 12-19, 20-24 (прот. Павел Великанов)

Hristos_s_Apostolami_Siyskoe_EvangelieЛк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 12-19, 20-24 (прот. Павел Великанов)

5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18 но и волос с головы вашей не пропадет,-
19 терпением вашим спасайте души ваши.

20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали большое составное евангельское чтение, в котором речь идёт о разрушении Иерусалима, о множественных бедствиях, которые ожидают учеников Христа в будущем. Это пророчество Христа можно прочитать как вполне исполнившееся: ведь буквально на глазах учеников происходила осада Иерусалима войсками Тита, разграбление и разрушение Храма, массовая гибель иудеев, абсолютно уверенных в том, что Бог не допустит такого поругания самой главной святыни еврейского народа.

Однако в этом пророчестве можно увидеть и нечто большее, выходящее за пределы былой истории. Иисус предупреждает не только Своих ближайших учеников – но и вообще всех последователей, в том числе и нас с вами – о том, что может нас ожидать в будущем. Прекрасно зная, что Иисус пустых слов на ветер не бросал, неизбежен вопрос: зачем всё это было сказано? Разве это не лучшая антипроповедь – описывать в подробностях те ужасы и беды, которые ожидают учеников?

Цель, которую преследует Спаситель в сегодняшней речи, очень важна: предотвратить разочарование, которое неизбежно постигло бы учеников в тяжёлые времена. Вера, этот фундамент всех отношений с Богом, абсолютна невозможна без мужества. Вера потому и добродетель, что требует усилия, труда, и нередко – прорываясь с болью сквозь тяжёлые обстоятельства. Когда верить легко – это не вера, а так, духовное развлечение. Вера как добродетель именно выковывается в ситуациях, когда гораздо выгоднее не верить, отказаться, отступить от прежних убеждений – но человек всё равно выбирает верность не взирая ни на что.

В той или иной мере этот опыт веры как мужества есть у каждого человека. Особенно эффективно он приобретается в браке – когда проходит конфетно-букетный период, и перед взором начинает приоткрываться несовершенство, а то и порочность другой стороны. И человек оказывается перед очень непростым выбором: либо поверить в то, что все эти несовершенства и есть суть, глубинное содержание другого – либо поверить в то, что это всего лишь нечто прилипшее к драгоценному камню и только на время прикрывшее его сияние. И результатом этого выбора будут прямо противоположные сценарии: если другой – плохой, значит, надо искать хорошего. Но если другой хороший, но только на время скрывшийся под «дурной» оболочкой – значит, надо потерпеть, помолиться, потрудиться, чтобы помочь ему сбросить эту мешающую ему самому тяжёлую ношу. И если вступая в брак молодожёны даже не задумываются о том, что очень скоро увидят друг друга в ином свете – не сквозь розовые очки влюблённости, а во всём многообразии характера – их неизбежно ждёт глубокое разочарование. Но тот, кто внутренне готов к принятию другого таким, какой он есть – со всеми хорошими и дурными сторонами характера – закладывает прочный фундамент для долгих и счастливых отношений. Понимая, что будет больно, будет непросто, потребуется много терпения, смирения и труда –  зато и счастье тоже будет.

Вот и сегодня Спаситель предупреждает учеников: не рассчитывайте, что всё время вас будет окружать удача, чудеса и почёт со стороны народа. Рассчитывайте лучше на то, что впереди – труды и скорби. Но смотрите на на них, а на другое, на то, что ждёт вас после них: на открывающееся Царство Божие. Не думайте, что бедствия – свидетельство нелюбви к вам Бога: напротив, это всего лишь очень эффективный тренажёр для ваших добродетелей, а Бог – опытный тренер, Который постоянно рядом, и никогда вас не оставляет.

Помоги же нам, Господи, почаще именно через такой угол зрения смотреть на приходящие в жизнь скорби и болезни – и быть мужественными в верности Тебе до самого конца!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!