Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 19-26

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С одной стороны на лукавый вопрос о подати Христос Спаситель ответил универсальным законом взаимоотношения земного и небесного, а с другой — Он не дал конкретного ответа. Не дал в такой форме, что Его невозможно было каким-то образом подловить. Как пишет евангелист Лука, ответ Христа не дал возможности «уловить Его в слове перед народом». Получается, что Спаситель перехитрил первосвященников и книжников. Перехитрил в самом прямом смысле. У нас слово «хитрость» чаще всего ассоциируется с чем-то негативным и зачастую многие полагают, что хитрости нет места в жизни христианина. Кажется, что все наши ответы должны быть прямыми как стрела. Но иначе как хитростью невозможно описать некоторые действия и слова Христа Спасителя. Святые это видели и понимали, видит и понимает Христову хитрость и наше богослужение; одно из церковных песнопений называет Христа «всехитрецом Словом». Хитрость можно использовать по-разному. Христос Спаситель использовал ее для спасения человека, а святые — для борьбы с самими собой, то есть для того же, для чего и наш Учитель, но, если можно так выразиться, с другой стороны. Святые видели свои слабые места, свои страсти и старались перехитрить их. Далеко не всегда можно проследить эту внутреннюю работу из житий, но у нас есть относительно недавно прославленные святые, информация о них доступна не только в виде гармонизированных и приглаженных житий, но и в виде архивных документов, на основании которых можно увидеть процесс борьбы со своими негативными сторонами. Один из таких святых — святитель Феофан Затворник. Мы знаем его как автора замечательных по своей глубине толкований, как переводчика святоотеческой письменности, как человека, который вёл регулярную переписку со множеством респондентов самого разного возраста и социального статуса. Иногда его просили перевести на русский те или иные назидательные книги. Иногда он отказывался, но чаще всего соглашался. С одной из таких книг он поспешил: сначала дал согласие, а через какое-то время понял, что ему совершенно не хочется эту книгу переводить. Он не мог нарушить данное им самим слово и потому он пошёл на хитрость, святитель решил переводить ее не целиком, а фрагментами. Он заключил договор с одним из журналов на публикацию очередного фрагмента в каждом из выходящих номеров журнала. Таким образом, он связал себя не только обещанием, но и контрактом, вместе с этим для каждого из фрагментов был определён срок, то, что мы сегодня называем дедлайном. Святитель Феофан в одном из писем сетует на то, что он был вынужден пойти на это в силу своей лени. В итоге, с использованием этого метода он в течение полутора лет перевёл всю книгу, а когда перевод был закончен, святитель выпустил его отдельным изданием. Впоследствии эта книга выдержала бесчисленное множество переизданий, была переведена на несколько десятков языков и до сих пор является настольной для христиан. Все это — благодаря той хитрости, на которую пошёл святитель Феофан для преодоления самого себя.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!