Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 33-41

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 9 , стихи 33-41 (о. Стефан Домусчи)

иисус-с-детьмиМк., 41 зач., IX, 33-41 (о. Стефан Домусчи)

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос спрашивает учеников, о чём они разговаривали когда шли вместе с ним на пути? Во время пути они говорили между собой и Христос интересуется содержанием беседы. Однако интересуется не потому, что не знает этого содержания, а потому что этим своим вопросом обращается к их совести. Ученики в ответ молчат. Очень важно, что свидетельство это сохранилось в Евангелии от Марка, который был учеником Петра и передавал его воспоминания. Очевидно, что Петр знал, о чем они говорили между собой...

А молчат ученики потому, что говорили они о том, кто из них главнее... Поразительно, но это было уже после того, как Христос сказал им, что надлежит быть поруганым и убитым...

Как же они слушали учителя? Стремились ли они действительно понять... И самое главное, хотят ли они действительно быть Его учениками. Конечно, их молчание было не самым плохим знаком, они могли бы соврать, могли бы выставить себя в лучшем свете... И если они молчат, это по крайней мере означает, что они понимают, что этот разговор был неправильным.

Отвечая на их молчание, Христос говорит им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Слова эти, такие простые, не могут не вызывать отторжения, потому что все, чего хотел в человек, когда совершал первый грех, было превосходство над всеми... Поэтому стремление к тому чтобы господствовать и владеть, подчинять и использовать других — настолько глубоко укоренено в человеке, что являются вызовом буквально всему, всей человеческой жизни и культуре.

И все же, человек который готов к жертве, способен понять о чем идет речь. Например мать, часто сначала кормит детей а потом ест последнее сама. Плохо или хорошо, но она чувствует ответственность за всех и пока обо всех не позаботится не думает о себе... Христос имеет ввиду именно это: если ты главный, если ты чувствуешь, что ты старший, то от тебя зависит все и ты за все и за всех в ответе. В этом контексте неслучайно появляется ребенок, которого надо принять ради Христа. Любой человек, знающий, что такое воспитание детей, знает, что это в первую очередь жертва... потому что хотя родители оказывается старшим они служат детям, пока те не вырастут...

Под конец Иоанн как бы меняет тему и заговаривает о другом. Они видели человека, который именем Христа изгоняет бесов, но с ними не ходит... И они запретили ему это делать. Отвечая, Христос говорит странные и поразительной слова: не запрещайте ему, ибо кто не против вас, тот за вас. Удивительно они потому что открывают иную перспективу тем, кто неизвестен апостолам, но известен Христу. Сегодня, из Евангелия, мы знаем, что у Христа были тайные ученики... Но апостолы могли этого не знать. Кроме того, им нечего ему предъявить в качестве претензии, т.к. ведь он не пьяница, не разбойник и бесы повинуются ему и он побеждает их именем христовым... Но он не знаком лично им и хотя бы в этом случае они хотят проявить власть оправдано. Пусть между собой им этого делать нельзя, но хотя бы против того, кто не прав?

Но Христос останавливает их и говорит, что сотворивший чудо Именем Его не может вскоре злословить Его. И те, кто не обвиняет учеников ни в чем, то за них, хотя может быть пока им незнаком. Иными словами, Христос говорит Иоанну: думай о деле проповеди, будь учеником Христовым, и если хочешь проявить власть, не третируй других людей, а возьми на себя еще большие труды.