Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 37-45

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы продолжаем слушать Нагорную проповедь в изложении евангелиста Луки. И сегодня перед нами — целый набор ярких афоризмов, которых объединяет одна сквозная тема: то, что происходит с человеком, прежде всего определяется тем, как сам человек относится к миру и людям. Это утверждение едва ли покажется бесспорным: как же быть тогда с «объективной реальностью», о которой мы вспоминаем в первую очередь, когда сталкиваемся с той или иной проблемой? При чём тут «наш внутренний человек», когда ребёнок оказался в больнице, на работе — полный завал, начальство на грани срыва, да ещё и в семье сплошные линии высоковольтного напряжения? До «бревна» ли в собственном глазе, когда кругом — сплошные катастрофы?

Такой взгляд вполне привычен и понятен: это — назовём её так, «реакционная» позиция человека. Приходит беда — отворяй ворота. Пока не пришла — живём спокойно, расслабленно, но где-то в глубине души всё равно маячит мысль: ох, ненадолго это, ох, как бы чего не началось... Христос Спаситель предлагает сегодня нам иную модель поведения: назовём её, «проактивной». Что это значит?

Поясню на примере. Вот два студента. Оба — примерно одинаковых способностей. Но первый относится к учёбе как к вынужденной обязанности — ему не особо-то интересно то, что преподают, его интересы лежат совсем в других направлениях. Поэтому пока не подошло время экзаменационной сессии, он живёт своими настоящими интересами — и только когда вплотную приближается опасность провалить экзамены, «берётся за ум» — и то, с целью хоть как-то проскользнуть и не оказаться отчисленным. Второй студент — любит свою будущую специальность, и просто получает удовольствие от того, что слушает, читает, от общения с преподавателями. Он часами может говорить с друзьями, обсуждая недавнюю лекцию или доклад. И когда приходит время сдавать экзамен — он смотрит на вопросы и удивлённо пожимает плечами: да об этом даже неинтересно говорить, настолько всё очевидно!

Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять: второй студент, скорее всего, станет хорошим специалистом. А первый — помоги ему Бог найти то дело, которое он смог бы полюбить и целиком ему отдаться!

Давайте теперь вернёмся к нашему вопросу. Что значит «проактивная» позиция христианина? Это такая позиция, когда главное, что занимает ум и сердце человека — желание добро-делания, как бы «притягивания» Божественного и в свою жизнь, и в жизнь окружающих. Как это происходит? Ежедневным посещением богослужения? Непрестанной молитвой? Строгим постом? Совершенно необязательно — хотя и всё вышеперечисленное в какой-то мере может быть. Бог в этом мире присутствует разными способами — но наиболее очевидны для человека — это истина, благо и красота. Однажды философ Григорий Сковорода изрёк: «Истина — Господня, не бесовская!» Но то же самое можно отнести и к красоте, и к благу: всё то, что на самом деле прекрасно, благородно, честно, добро — оно принадлежит Богу. В каком-то смысле мы ежедневно делаем выбор: оставить всё, как есть — или хотя бы немного изменить ситуацию по направлению к ещё большему благу, красоте или истине — а, может, и всему одновременно. Когда мы что-то делаем, как говорят, «от души», от полноты сердца — это неизбежно создаёт в бытии ещё один маленький островок Божественного прикосновения. Когда таких «островков» набирается приличное количество — тональность всей жизни существенно изменяется!

Помоги же нам, Господи, жить не пугливым ожиданием возможных бед и проблем, а мало помалу притягивать в нашу жизнь Твоё Царство — и к чему бы ни прикоснулись наши руки, пусть это будет ещё одно откровение Твоей истины, красоты и блага!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!