* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22,25,33-41

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22, 25, 33-41 (о. Стефан Домусчи)
51-6

Распятие. XV в.

Мк., XV, 22, 25, 33-41 (о. Стефан Домусчи)

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю распятия Спасителя. В жизни случаются вещи, которые происходят без нашего участия, которые мы можем только созерцать благоговейно и трепетно. Если я не врач — могу ли я проводить операцию или я должен только стоять и молиться о том, чтобы она прошла успешно... Сегодняшнее чтение рассказывает нам историю самого важного события, сложнейшей операции, на которую пошел мудрый и жертвенный врач — Сын Божий и Спаситель мира Христос.

История распятия в сегодняшнем Евангелии довольно краткая. Но, может быть, именно благодаря этому она так наглядна и трагична в своей цельности. Мы видим сегодня какую страшную жертву приносит в мире Сын Божий. Приносит ради нас и нашего спасения.

Что такое для нас смерть? Это что-то ужасающее, нежеланное, прекращение жизни. Пока понимаешь, что она происходит не с тобой, еще можно терпеть ее существование... Но когда осознаешь собственную смертность, становится по-настоящему страшно. Премудрый царь Соломон, говоря о смерти, видел суетность всего, потому что участь для всех была одна. Но Бог сотворил мир и человека в нем не для того, чтобы он умирал. Чтобы не нарушить нашей свободы, Он Сам воплощается и проживает нашу жизнь, как человек. Для одних все это сегодня звучит как какая-то сказка, которую друг другу рассказывают верующие, для других слова эти давно стали формулой, ничего не значащей для реальной жизни. Но Христос не сказка и не формула, Он живой Богочеловек, который спас нас от всесилия смерти.

Мы живем через две тысячи лет после смерти и воскресения Христа и нам кажется, что мы никак  не можем в этом участвовать, хотя это совершенно не так. Мы можем жить так, чтобы в нашей жизни любовь Христа и Его жертвенность были реальны, чтобы они нашли в ней свое место. Чтобы благодать креста и воскресения не была в нас тщетной.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос говорит удивительные страшные слова: «Боже мой! Боже мой! Почему ты меня оставил!»

По учению Церкви Христос — богочеловек. Это означает что Он соединил в себе божественную человеческую природу, то есть Он настоящий, подлинный Бог и Он же подлинный полноценный человек. Такой человек, каким задумал его Бог. Но вот что важно, во Христе не возникает двух человеческих личностей, отдельно Божественной и отдельно человеческой. В Нём сам Бог становится человеком и изнутри своей богочеловеческой личности действует как Бог и как человек. В том-то и заключена тайна воплощения: что Бог разделяет с нами нашу жизнь. Он не просто присутствует в жизни какого-то праведника, Он входит в реальность человеческой жизни и это значит, что слова "Боже мой! Боже мой! Почему ты меня оставил?" звучат тем более страшно, ведь Бог не может оставить Сам Себя... Это значит, что настолько насколько это возможно таинственным и неизъяснимым образом Бог во Христе снисходит в своём умалении даже до этого, что разделяет с нами с людьми самые страшные глубины нашего человеческого опыта. И если ад — это место без Бога, Он снисходит в ад, чтобы вывести из него людей.

Христос умирает с громким криком. И в этом крике соединяется снисхождение Божие и богооставленность человека, в нем и страдание и победа... Христос страдает по человечеству, но Он умирает, чтобы победить. Предстояние перед крестом и крик умирающего Христа рождает веру в язычнике. Может показаться, что опыт этого предстояния нам не доступен, но это не так. Каждый из нас сталкиваясь с миром, сталкивается с болью, в которой он пребывает, будучи христианами мы можем являть миру любовь Божию... Но для этого мы должны умереть для греха и ожить для вечности.