* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21 И сказал им: как же не разумеете?

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21 (о. Дмитрий Барицкий)
447px-Folio_168v_-_The_Feeding_of_the_Multitude

Насыщение 5000 народа пятью хлебами.

Мк., 33 зач., VIII, 11-21 (о. Дмитрий Барицкий)

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Ожидание Мессии, Спасителя, было средоточием всей религиозной жизни еврейского народа. В их сознании это должен был быть великий чудотворец, человек, который при помощи сверхъестественных способностей вернет Израилю былое величие. Поэтому вполне логично, что фарисеи просят Христа совершить какое-нибудь чудо, то есть на деле подтвердить свое мессианство. Однако Господь отказывает. Почему? Ведь, кажется, сотвори чудо, и Твоя миссия выполнена: люди поверят в Тебя и пойдут за Тобой.

Беседуя с учениками в лодке Христос объясняет причину Своего отказа. Оказывается, для того, чтобы человек поверил, одного лишь внешнего события, пусть даже оно будет сверхъестественное, пусть будет поражать воображение, недостаточно. Ведь вспомним, сколько чудес Спаситель уже совершил перед лицом всего иудейского народа и его духовных лидеров! Все же фарисеи не приняли их и не поверили. Этот парадокс религиозной жизни очень точно сформулировал Достоевский: «не вера рождается от чуда, а чудо от веры». Для того, чтобы признать Иисуса Христом и Мессией в сердце человека уже должны быть какие-то предпосылки. Оно должно быть настроено на определенный лад. А произошло это или нет — зависит не от Бога, Который бережно хранит нашу духовную свободу, но всецело от самого человека. От его усердной внутренней работы. Вот это внутреннее делание и чуждо фарисеям. Их сердца не готовы. Потому Христос им отказывает. Ведь какое чудо ни сотвори, в их глазах это будет в лучшем случае всего лишь хитроумный фокус.

Такое состояние Господь и называет закваской фарисейской и Иродовой. Это то сердечное окаменение, которое делает невозможным адекватно воспринимать действительность, не позволяет человеку увидеть, как Бог присутствует в его жизни. Спаситель предостерегает от этого состояния и Своих учеников. Ведь, несмотря на близость к Учителю, они также в некоторой степени заражены этим внутренним недугом: подобно фарисеям, не могут проникнуть в смысл поступков и слов Христа. Поэтому словами «смотрите», Он призывает их к напряженной внутренней работе над своей душой.

Безусловно, эти слова обращены и ко всем нам. Мало быть крещеным человеком, мало ходить в храм и соблюдать церковные установления. Зачастую все это внешняя механическая работа. Необходимо еще и кропотливым трудом правильно организовать работу своего сердца, то есть свою внутреннюю жизнь, то, что скрыто от посторонних глаз. Только в этом случае любое даже самое будничное событие мы будем воспринимать как чудо и явное свидетельство о присутствии в нашей жизни Христа Спасителя.