Дело дня
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 24-30 (еп. Феоктист (Игумнов)

spas2Лк., 25 зач., VI, 24-30 (еп. Феоктист (Игумнов)

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

Сегодня Церковь не только предлагает нашему вниманию это евангельское чтение, но ещё и совершает празднование в честь благоверной княгини Анны Кашинской. И вторая часть евангельского отрывка, и день памяти благоверной княгини задают нам одну и ту же тему для размышления: что такое христианский героизм? Какая разница между героем и святым, между благородным человеком и настоящим христианином? Существует много видов человеческого благородства и героизма, но они сами по себе ещё не делают человека учеником Христовым. Спаситель говорит, что даже язычники могут вести себя в высшей степени достойно, не становясь от этого христианами. Они отдают порой свою жизнь за правое дело, являют необыкновенную широту и щедрость. Они чаще христиан бывают объектом всеобщего восхищения. Но совсем не факт, что, поступая так, они уже идут вслед Христу. Существует добродетель, о которой не подозревают те, кто никогда не имел общения со Христом. Эта добродетель предполагает встречу со Христом и узнавание хотя бы в самой малой степени Его Божественной любви. Это узнавание не обязательно сразу расширяет границы нашей любви, но оно самым коренным образом меняет ее качество. Отныне это совершенно иная любовь, она — за пределами всего, что может представлять подвиг самого выдающегося из людей. Это качество — по образу и подобию Бога, Который заповедует нам: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

То, что Бог добр по отношению к добрым, — в этом нет ничего удивительного. Но то, что Он добр по отношению к злым, что Сын Божий умер за всех, в том числе и далёких от праведности, что Он дарит солнце равным образом для тех, кто любит Его, и для тех, кто отвергает Его, — это то, что не может вместить естественный человеческий разум.

Как достигнуть такой любви? Как научиться благословлять проклинающих нас? Как ударившему тебя по щеке вместо того, чтобы нанести ему ответный удар за личную обиду, подставить и другую щеку, предавая свою жизнь суду Божию? Как не быть слишком настойчивыми в защите наших личных прав и интересов? Как предпочесть уступить обидчику, вместо того, чтобы сражаться за своё? И как от взявшего у тебя твоё не требовать назад? Это сложно. Но есть те люди, которые своей жизнью доказали, что это не невозможно. Благоверная княгиня Анна Кашинская — как раз из таких людей. Ее муж был убит. Были убита два ее сына и один внук. Все они погибли из-за царившей на Руси междоусобицы. Разве можно представить себе пощёчину более сильную и более страшную, чем гибель детей? Но благоверная Анна потому и благоверная, что она не погрузилась в месть, не ушла в безнадёжную печаль, она не лишилась рассудка. Она выстояла, познав, что любовь Бога простирается дальше жизни.