Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22 (о. Стефан Домусчи)

207Мф., 94 зач., XXIII, 13-22 (о. Стефан Домусчи)

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Комментирует священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим грозное и вместе с этим, горестное обращение Христа к книжникам и фарисеям. Читая Священное Писание, каждый понимает оттенки смысла по-своему в силу своего восприятия Бога и богочеловеческих отношений… И услышав сегодняшние «горе вам» кто-нибудь может подумать, что Христос угрожает книжникам и фарисеям, что Он призывает на них кару Господню… Но на самом деле, Он скорбит о них… Скорбит о том состоянии в котором они находятся и в которое приводят других…

Кто такие книжники и фарисеи? Ответ на этот вопрос сегодня, особенно среди верующих, хорошо известен. Это были прекрасные знатоки закона! Люди, которые поставили исполнение закона выше всего. При этом, прекрасно зная закон и пророков они должны были первыми понять, кто такой Христос, первыми должны были стать его учениками… Никто в Израиле не ждал мессию так, как ждали они, ведь Его приход означал бы торжество их собственной религии. Но они выбрали иной путь. Обратились к форме, забыв про содержание. Более того, предания старцев почитали выше закона Божьего… В итоге, окаменение сердца не позволило им увидеть Христа. При том что само это окаменение стало результатом их личного выбора. Так бывает, когда человек делает в своей жизни на чем-то чрезмерный акцент и забывает обо всем другом… И будучи сосредоточен на этом, проходит мимо главного, не замечает его. Так фарисеи не видели любви в поступках Христа, потому что закон для них был превыше любви. Но хуже того, они не только сами проходят мимо, но и тем, кто желает войти не допускают.

Но посмотрим на это в другой плоскости. Книжники и фарисеи были людьми, которые ради Бога, или даже ради своего понимания Бога, были готовы прилагать неимоверные усилия… Они постоянно читали Писание, хорошо знали Закон и всеми силами старались его исполнять. Проблема была в том, что они неправильно его понимали и это делало их усилия тщетными. Но ведь это означает, что и мы сегодня должны быть не просто религиозными людьми, которые прилагают массу усилий к тому чтобы выполнить предполагаемые правила религии мы должны задуматься над тем правильно ли мы понимаем? К правильным ли вещам стремимся?

Часто свысока думая о книжниках и фарисеях, которые кажутся на такими гордыми и немилосердными, мы забываем, что в своем подходе фарисеи были очень искренними. Они даже занимались миссией! Не в том смысле, конечно, что они обращали язычников, они призывали иудеев становиться фарисеями, соблюдать закон и являть своей жизнью фарисейский подход к вере и нравственности. Но Христос говорит, что они проявляют веру и совершает массу усилий, обходят море и сушу дабы обратить хотя бы одного человека.

И всё же, одной искренности оказывалось мало. Потому что в своем максимализме, в своей решимости идти за Богом, они перестали видеть человека, видеть Божий образ в своем ближнем.

Каждый из нас обращается к Богу в свое время, мы бываем по-неофитски, как все новички, искренними максималистами… иногда максималистами не по разуму… Как же понять меру усилия? Как не заблудиться в собственных представлениях? На самом деле – это не так сложно. Просто главным критерием жизни надо выбрать любовь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!