Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20

01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

03 И пошли все записываться, каждый в свой город.

04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Если мы обратимся к древним церковным текстам, мы почти не найдем упоминания о рождении Христа. Авторы того времени больше обращали внимание на Его жизнь, еще больше на смерть и победу, но о Рождестве почти не говорили. Никакой особенно тайны в этом не было и некоторые предания существовали, но праздновать и как-то отмечать рождение ребенка в культуре того времени было непринято. Это может показаться чем-то очень необычным, ведь в наше время день рождения — один любимых многими праздников. В чем же дело?

Ответом на этот вопрос могут быть слова праведного Иова, выражающие восприятие происходящего: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек»!. Слова эти, такие горестные и страшные, говорят о том, что для людей того времени мир был местом страданий и боли, которых было значительно больше, чем радостей. Возможно детство еще в какой-то мере было беззаботно, но взрослея большинство людей сталкивалось с необходимостью тяжкого и неизбывного труда, болезней, старости и самой смерти, которые были неизбежны. Праздновать начало всего этого процесса мало кому приходило в голову.

При этом, конечно, ветхозаветные люди, как знающие Писание, понимали, что Божий замысел был вовсе не таков и в будущем Бог посетит свой народ и возвестит свободу всем людям. В этом смысл пророческого ожидания всего Ветхого завета, подготавливающего людей к Завету Новому.

Но каким будет это посещение? Грозным? Карающим? Или милостивым и исцеляющим? Люди извратили все заповеди, которые только было возможно, вели войны и поклонялись идолам... И Бог, это было бы так по-человечески понятно, мог бы наказать их и навести порядок на земле. Но Бог не человек, чтобы Ему изменять свои планы. Он сотворил человека для любви и приходит к нему с любовью. К израненному Он приходит как врач, чтобы взять на себя его болезни и немощи, и воскресить его к новой жизни.

Может показаться, что сегодняшнее чтение просто описывает событие Рождества. Однако кроме этого, оно не просто сообщает, оно именно благовествует, ибо ангел говорит: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь".

Как много сказано в этих словах и какие они радостные, ведь радость сообщается не только достойным, не только праведным, но всем людям, потому что Бог пришел спасти всех, кто когда-либо жил и будет жить на этой земле. Он пришел не просто проповедовать, но победить саму смерть. И именно потому, что смерть и зло оказываются побеждены, освящается и само рождение человека. Оно перестает быть рождением в смерть, рождением в мир болезней и скорбей, и становится рождением в мир, в котором вопреки всему торжествует жизнь.

Если мы обратимся к древним церковным текстам, мы почти не найдем упоминания о рождении Христа. Авторы того времени больше обращали внимание на Его жизнь, еще больше на смерть и победу, но о Рождестве почти не говорили. Никакой особенно тайны в этом не было и некоторые предания существовали, но праздновать и как-то отмечать рождение ребенка в культуре того времени было непринято. Это может показаться чем-то очень необычным, ведь в наше время день рождения — один любимых многими праздников. В чем же дело?

Ответом на этот вопрос могут быть слова праведного Иова, выражающие восприятие происходящего: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек»!. Слова эти, такие горестные и страшные, говорят о том, что для людей того времени мир был местом страданий и боли, которых было значительно больше, чем радостей. Возможно детство еще в какой-то мере было беззаботно, но взрослея большинство людей сталкивалось с необходимостью тяжкого и неизбывного труда, болезней, старости и самой смерти, которые были неизбежны. Праздновать начало всего этого процесса мало кому приходило в голову.

При этом, конечно, ветхозаветные люди, как знающие Писание, понимали, что Божий замысел был вовсе не таков и в будущем Бог посетит свой народ и возвестит свободу всем людям. В этом смысл пророческого ожидания всего Ветхого завета, подготавливающего людей к Завету Новому.

Но каким будет это посещение? Грозным? Карающим? Или милостивым и исцеляющим? Люди извратили все заповеди, которые только было возможно, вели войны и поклонялись идолам... И Бог, это было бы так по-человечески понятно, мог бы наказать их и навести порядок на земле. Но Бог не человек, чтобы Ему изменять свои планы. Он сотворил человека для любви и приходит к нему с любовью. К израненному Он приходит как врач, чтобы взять на себя его болезни и немощи, и воскресить его к новой жизни.

Может показаться, что сегодняшнее чтение просто описывает событие Рождества. Однако кроме этого, оно не просто сообщает, оно именно благовествует, ибо ангел говорит: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь".

Как много сказано в этих словах и какие они радостные, ведь радость сообщается не только достойным, не только праведным, но всем людям, потому что Бог пришел спасти всех, кто когда-либо жил и будет жить на этой земле. Он пришел не просто проповедовать, но победить саму смерть. И именно потому, что смерть и зло оказываются побеждены, освящается и само рождение человека. Оно перестает быть рождением в смерть, рождением в мир болезней и скорбей, и становится рождением в мир, в котором вопреки всему торжествует жизнь.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

Как бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить?…

25.04.2024

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому…

25.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести,…

24.04.2024

This website uses cookies.