Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 1-20
01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
03 И пошли все записываться, каждый в свой город.
04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
Если мы обратимся к древним церковным текстам, мы почти не найдем упоминания о рождении Христа. Авторы того времени больше обращали внимание на Его жизнь, еще больше на смерть и победу, но о Рождестве почти не говорили. Никакой особенно тайны в этом не было и некоторые предания существовали, но праздновать и как-то отмечать рождение ребенка в культуре того времени было непринято. Это может показаться чем-то очень необычным, ведь в наше время день рождения — один любимых многими праздников. В чем же дело?
Ответом на этот вопрос могут быть слова праведного Иова, выражающие восприятие происходящего: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек»!. Слова эти, такие горестные и страшные, говорят о том, что для людей того времени мир был местом страданий и боли, которых было значительно больше, чем радостей. Возможно детство еще в какой-то мере было беззаботно, но взрослея большинство людей сталкивалось с необходимостью тяжкого и неизбывного труда, болезней, старости и самой смерти, которые были неизбежны. Праздновать начало всего этого процесса мало кому приходило в голову.
При этом, конечно, ветхозаветные люди, как знающие Писание, понимали, что Божий замысел был вовсе не таков и в будущем Бог посетит свой народ и возвестит свободу всем людям. В этом смысл пророческого ожидания всего Ветхого завета, подготавливающего людей к Завету Новому.
Но каким будет это посещение? Грозным? Карающим? Или милостивым и исцеляющим? Люди извратили все заповеди, которые только было возможно, вели войны и поклонялись идолам... И Бог, это было бы так по-человечески понятно, мог бы наказать их и навести порядок на земле. Но Бог не человек, чтобы Ему изменять свои планы. Он сотворил человека для любви и приходит к нему с любовью. К израненному Он приходит как врач, чтобы взять на себя его болезни и немощи, и воскресить его к новой жизни.
Может показаться, что сегодняшнее чтение просто описывает событие Рождества. Однако кроме этого, оно не просто сообщает, оно именно благовествует, ибо ангел говорит: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь".
Как много сказано в этих словах и какие они радостные, ведь радость сообщается не только достойным, не только праведным, но всем людям, потому что Бог пришел спасти всех, кто когда-либо жил и будет жить на этой земле. Он пришел не просто проповедовать, но победить саму смерть. И именно потому, что смерть и зло оказываются побеждены, освящается и само рождение человека. Оно перестает быть рождением в смерть, рождением в мир болезней и скорбей, и становится рождением в мир, в котором вопреки всему торжествует жизнь.