Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42,45-71

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1

01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42, 45-71, Глава 23, стих 1 (прот. Павел Великанов)
50-1

Моление о чаше. XVIII в.

Лк., XXII, 39-42, 45 - XXIII, 1 (прот. Павел Великанов)

ГЛАВА 22.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
62 И, выйдя вон, горько заплакал.
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
65 И много иных хулений произносили против Него.
66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион
67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;
69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

ГЛАВА 23.

1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Продолжается чтение страстных Евангелий, предваряющих наступление Великого Поста. И сегодня мы слышали, как евангелист Лука рассказывает нам о гефсиманском молении, о предательстве и аресте, об отречении Петра, о ложных обвинениях с целью осуждения на смерть. Перед нами — торжество беззакония. Иисус — совершенно беспомощный, оставленный всеми, осуждённый на смерть — при всём этом не выглядит унылым или растерянным. Ему невыносимо больно и тяжело — но при этом Он спокойно и трезво отвечает на вопросы первосвященника и старейшин. Его бьют и унижают — но Он не оправдывается, не обижается, не поддаётся искушению «всё объяснить» и «добиться правды». Он целиком предал Себя в руки Небесного Отца — и не мешает происходить тому, что должно произойти. Да, Он мог бы с лёгкостью призвать Себе на помощь легионы сил небесных — но это было бы вмешательством, даже противлением воле Отца. Чаша уготована — и её надо выпить до дна.

Когда всматриваешься тщательнее в эту картину позорного судилища над Христом — видишь, насколько Иисус прекрасен — и как мелочны, испуганы, беспомощны те, кто уже осудил Его на смерть. Иисуса ждёт неминуемая смерть — Он уже — не жилец, но несмотря на это, Он прекрасен в Своей непричастности изливающейся на Него человеческой злобе. Все те вызовы и унижения, провокации и побои, которые в любом человеке тотчас вызывают обиду и жажду отмщения — проходят мимо сердца Иисуса. Вся эта человеческая грязь не задерживается в Нём, не цепляет ничего внутри — и нам, обычным людям, это кажется чем-то за гранью возможного.

Но если мы думаем, что подобное отношение абсолютно недоступно нам — мы глубоко заблуждаемся. Если внимательнее всмотреться в то, как и почему мы обижаемся или гневаемся — становится понятно: здесь во всю действует наше любимое Эго. То самое Эго, которое — вовсе не есть наша подлинная сущность, а — личина, фантом, надуманное облако из родительских установок, общественных шаблонов, ожиданий окружающих, психологических травм. Чем больше мы отождествляемся с этим «облаком Эго» — тем легче нас «зацепить», «спровоцировать», «завести». Потому что человек с «раздутым Эго» постоянно сам себя «накручивает», теряется в догадках и подозрениях, боится одного, рассчитывает на другое, надеется на третье — и так далее. Этот «двойник Эго» — фантом, который постоянно лезет вперёд, убеждая нас, что он — это и есть «мы». Как только мы соглашаемся с этим — мы оказываемся заложниками этого выдуманного призрака. И тотчас обрастаем обидами и завистью, унынием и расстройством, гневом и высокомерием.

Как же быть? Есть ли надежда хотя бы иногда вырываться из этого плена? Для начала я бы предложил простое упражнение. Попробуйте, когда вас кто-то хвалит — а вы уже готовы растечься от удовольствия, словно снежок на сковородке, сказать: «Спасибо, моему Эго очень нравятся ваши слова!» А когда, напротив, вас кто-то ругает, произнести вслух: «Понятно, моё Эго очень расстраивается от ваших укоров!» Нетрудно заметить: оказывается, как только на ситуацию посмотришь отстранённо, как бы со стороны — с удивлением замечаешь: это не я, а всего лишь моё «Эго», которое только мысленная проекция личности, ущербная, искажённая.

Христос, каким мы знаем Его из Евангелий — был совершенно чужд этого «мысленного двойника». Он — прост и целостен. Свет, который в Нём — нимало не искажался эгоистическими предпочтениями — потому что их не было. «Не как Я хочу, но как Ты: да будет воля Твоя!» Именно поэтому Иисус и был столь удивительно устойчив к провокациям Его врагов: Он — кроток и смирен сердцем. Невозможно расстроить Того, Кто «не ищет Своего» — а потому и не имеет ничего «Своего», чего можно было бы Его лишить.

Научи же нас, Господи, подлинным кротости и смирению — которые более эффективны, чем даже самая выдающаяся психотерапия!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!