Помочь радио
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 30-34 (прот. Павел Великанов)
455px-Pope-peter_pprubens

Рубенс, «Апостол Пётр».

Мк., 36 зач., VIII, 30-34 (прот. Павел Великанов)

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — ещё одна ситуация острого непонимания между учениками и Иисусом. Казалось бы, только что Петр исповедал Иисуса Мессией — и тут же, при словах Иисуса о предстоящих страданиях, Петр отводит Его в сторону и начинает прекословить. Евангелист Марк изображает не только эмоциональный накал конфликта, но и мастерски показывает, как Себя ведёт в этой непростой ситуации Сам Иисус — и это — очень интересно!

Если посмотреть на происходившее между Иисусом и апостолами несколько со стороны, то исповедание Петра, по идее, должно было радикальным образом изменить отношения внутри этой небольшой группы. Наконец-то ученики поняли, Кто такой — их Учитель! Также, как любой ученик, наконец-то решивший сложную и давнюю задачу преподавателя, вполне может рассчитывать на какой-то «бонус», или хотя бы снисхождение — легко можно предположить, что и Петр, услышав ободряющие слова Иисуса ощутил себя ну хоть на немного, но повыше, чем остальные апостолы. Ведь только ему сказано — «ты — камень! И на этом камне Я создам Церковь Мою!» Поэтому неспроста Петр отводит Иисуса в сторону от других учеников. Теперь их отношения — нечто исключительное. Только они — могут позволить себе общаться почти «на равных» — с позиции Петра. И другим ученикам совершенно необязательно знать, о чём «старшие» будут говорить! Что же, вполне понятная и ожидаемая модель поведения, каждому из нас хорошо знакомая: выделение и обособление.

А что же Иисус? Ничего! То есть Его отношение к ученикам совершенно не изменилось от того, что Его признали Мессией! Именно эта полная внутренняя свобода позволяет Иисусу не чувствовать Себя зависимым от Петра, который только что совершил настоящий прыжок веры и любви по отношению к Нему. И в ответ на попытку Петра поставить себя отдельно, на ступеньку выше — пытаясь навязать Иисусу своё, человеческое, понимание, как следует Ему себя вести — следует решительная отповедь: отойди от меня, сатана!

Обратим внимание: прежде чем произнести эти слова, Иисус поворачивается и обводит взглядом учеников — тем самым призывая их быть свидетелями происходящего. Петр — сознательно исключает своих же друзей, Иисус — специально возвращает их в прежнее единство. Не нужна никакая «исключительность», никакие «привилегии» не должны присутствовать в отношениях учеников. Все — Христовы, все — равны. Любой из них может ошибиться — и нет ничего зазорного в том, чтобы указать на ошибку — даже если ты — самый старший из апостолов.

Как редко встречается в жизни именно такая, Христова, модель отношений! Но разве не мы, христиане, должны быть свидетелями и проповедниками именно этих отношений, основанных на любви и внутренней свободе? Ведь при внимательном рассмотрении под желанием получить особый статус или какие-то исключительные права всегда проглядывает глубинный страх — страх оказаться разоблачённым, страх услышать неподкупный голос ребёнка — «а король-то голый!»

Научи же нас, Господи, таким же ровным, уважительным и честным отношениям друг с другом, как Ты вёл Себя с апостолами!