Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 12-16

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 12-16 (прот. Павел Великанов)

Harold+Copping-The+Healing+Of+The+LeperЛк., V, 12-16 (прот. Павел Великанов)

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ситуация, о которой нам сейчас рассказал евангелист Лука, более чем неоднозначная. Во-первых, прокажённые не имели права появляться в селениях и городах. Они были обречены влачить жалкие дни в специально отведённых для них местах, и даже если где-то по пути они видели другого человека — были обязаны громко предупреждать, чтобы тот не смел и близко подходить. Поэтому совершенно непонятно, каким образом прокажённый не только оказался в городе, но и встретился с Иисусом — Которого всегда окружали толпы народа.

Во-вторых, прикасаться к прокажённому — это полное безумие с точки зрения и здравого смысла, и Закона Моисея. Проказа воспринималась иудеями не только как заразная болезнь тела, но и как своеобразная «печать греха», свидетельство о богооставленности — почему Иову и была послана именно такая болезнь для испытания его веры. Однако Христос переступает через эту логику закона — и прикасается к прокажённому.

И, наконец, третье. Казалось бы: вот произошло явное чудо — прокажённый после прикосновения Иисуса выздоровел. Что дальше делает Иисус? Он запрещает исцелённому рассказывать окружающим — и повелевает идти в Иерусалимский храм, чтобы показаться священникам — которые одни только и могли подтвердить реальность исцеления и разрешить человеку вернуться в общество. Исцелённый также был должен принести положенную жертву за очищение.

Другими словами, Иисус, вместо того, чтобы сделать из события хорошую пиар акцию, полностью дистанцируется от происходящего. Он не ищет славы людей. Она не то что Ему не нужна: она мешает Его деятельности.

О чем же призывает нас задуматься сегодняшнее чтение? О бескорыстности наших поступков. О том, как важно хотя бы иногда делать добрые дела без оглядки, с распахнутым сердцем, не ожидая ни благодарности, ни ответа, вообще ничего. Даже с риском для самих себя — ведь и Спаситель прекрасно понимал, что прикоснувшись к прокажённому, Он становится ритуально нечистым! Но ради блага человека Он спокойно шёл и на это внешнее нарушение ритуальных предписаний — потому что понимал, где здесь — существенное, а где — вторичное и вспомогательное.

Да, важно соблюдать установленные законы и правила — но в конкретном случае, когда они становятся преградой для блага данного человека — они могут быть и нарушены. Иногда верующие люди сталкиваются с непростой ситуацией: идёт пост, а близкие друзья, далёкие от церковной жизни, приглашают разделить с ними радость какого-то торжества: рождения ребёнка, заключения брака, или какого-то юбилея. Не пойти — будет неправильно, людей расстроишь своим отсутствием. А если пойти — совесть замучает, пост ведь — а там всё будет скоромное. И вот мучается человек, понять не может, как совместить кажущееся в его голове несовместимым.

Но если посмотреть на пост не как на бессмысленный ритуал, а как на инструмент для достижения вполне понятной цели — проблема сама собой разрешается. Пост — это генеральная уборка души с целью высвобождения места для воцарения в ней любви вместо привычного эгоцентризма. И если в данном случае проявлением настоящей любви к друзьям будет участие в праздничном застолье — значит, надо ни мало не смущаясь, идти и разделить с ними торжество — вкушая то, чем они будут угощать, и радуясь за близких — а не смущая окружающих постным лицом и пустой тарелкой, по которой весь вечер будет перекатываться пустая унылая картошка.

Научи же нас, Господи, искренности и бескорыстию в отношениях с ближними!

Лк., V, 12-16 (прот. Павел Великанов)

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ситуация, о которой нам сейчас рассказал евангелист Лука, более чем неоднозначная. Во-первых, прокажённые не имели права появляться в селениях и городах. Они были обречены влачить жалкие дни в специально отведённых для них местах, и даже если где-то по пути они видели другого человека — были обязаны громко предупреждать, чтобы тот не смел и близко подходить. Поэтому совершенно непонятно, каким образом прокажённый не только оказался в городе, но и встретился с Иисусом — Которого всегда окружали толпы народа.

Во-вторых, прикасаться к прокажённому — это полное безумие с точки зрения и здравого смысла, и Закона Моисея. Проказа воспринималась иудеями не только как заразная болезнь тела, но и как своеобразная «печать греха», свидетельство о богооставленности — почему Иову и была послана именно такая болезнь для испытания его веры. Однако Христос переступает через эту логику закона — и прикасается к прокажённому.

И, наконец, третье. Казалось бы: вот произошло явное чудо — прокажённый после прикосновения Иисуса выздоровел. Что дальше делает Иисус? Он запрещает исцелённому рассказывать окружающим — и повелевает идти в Иерусалимский храм, чтобы показаться священникам — которые одни только и могли подтвердить реальность исцеления и разрешить человеку вернуться в общество. Исцелённый также был должен принести положенную жертву за очищение.

Другими словами, Иисус, вместо того, чтобы сделать из события хорошую пиар акцию, полностью дистанцируется от происходящего. Он не ищет славы людей. Она не то что Ему не нужна: она мешает Его деятельности.

О чем же призывает нас задуматься сегодняшнее чтение? О бескорыстности наших поступков. О том, как важно хотя бы иногда делать добрые дела без оглядки, с распахнутым сердцем, не ожидая ни благодарности, ни ответа, вообще ничего. Даже с риском для самих себя — ведь и Спаситель прекрасно понимал, что прикоснувшись к прокажённому, Он становится ритуально нечистым! Но ради блага человека Он спокойно шёл и на это внешнее нарушение ритуальных предписаний — потому что понимал, где здесь — существенное, а где — вторичное и вспомогательное.

Да, важно соблюдать установленные законы и правила — но в конкретном случае, когда они становятся преградой для блага данного человека — они могут быть и нарушены. Иногда верующие люди сталкиваются с непростой ситуацией: идёт пост, а близкие друзья, далёкие от церковной жизни, приглашают разделить с ними радость какого-то торжества: рождения ребёнка, заключения брака, или какого-то юбилея. Не пойти — будет неправильно, людей расстроишь своим отсутствием. А если пойти — совесть замучает, пост ведь — а там всё будет скоромное. И вот мучается человек, понять не может, как совместить кажущееся в его голове несовместимым.

Но если посмотреть на пост не как на бессмысленный ритуал, а как на инструмент для достижения вполне понятной цели — проблема сама собой разрешается. Пост — это генеральная уборка души с целью высвобождения места для воцарения в ней любви вместо привычного эгоцентризма. И если в данном случае проявлением настоящей любви к друзьям будет участие в праздничном застолье — значит, надо ни мало не смущаясь, идти и разделить с ними торжество — вкушая то, чем они будут угощать, и радуясь за близких — а не смущая окружающих постным лицом и пустой тарелкой, по которой весь вечер будет перекатываться пустая унылая картошка.

Научи же нас, Господи, искренности и бескорыстию в отношениях с ближними!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.