* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как выглядит наша обычная исповедь? В большинстве случаев это перечисление своих дурных поступков, своих постыдных желаний и, иногда, мыслей. Мы ощущаем, что все это абсолютно не соответствует высокому призванию христианина. Нас это беспокоит. Но для того, чтобы переживать из-за своих дурных поступков, чтобы бороться со своими страстями, вовсе необязательно быть христианином. Без всякого соотнесения с Евангельским учением, все то же самое беспокоит и людей вне Церкви. Только справиться с самими собой они пытаются иными методами. Самовнушением. Или же визитами к психологам. И собственно исповедь в этом ключе — не более чем психологическое терапевтическое средство, к чему-то подобному прибегают и врачи. Впрочем, можно обойтись и без врачей, можно просто открыться своему близкому другу, увидеть себя самого со стороны и, если это действительно друг, стать чуть лучше. А можно заняться ведением блога, многим это помогает. Христианство в рамках такой исповеди абсолютно ни при чем. Чаще всего там нет места Богу.

Христос, когда говорит о жизни будущего века, о Царстве Небесном, не упоминает того, что нам запрещено делать. Во всех Своих словах, которые посвящены этому вопросу, Он делает акцент не на том, что мы делаем, а на том, что мы можем и должны делать, но не делаем. Причём это «должны» не всегда очевидно. Оно не было очевидным для приточного богача. Он делал все правильно. Он не прогонял Лазаря и даже проявлял к нему какое-то сочувствие. Но он не нашёл в себе сил полностью войти в страдания человека, надежда и опора которого, как следует из перевода его имени, Один лишь Бог. Именно поэтому богач был осуждён. В очередной раз Господь ставит перед нами серьёзный вопрос: а что мы делаем для тех наших ближних, которые находятся в непростой жизненной ситуации? От ответа на этот вопрос зависит наше будущее. И оправданий, увы, не будет.