Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10

01 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

02 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

03 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

05 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

06 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

07 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

08 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

09 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Тема субботы как заповеданного Богом дня полного покоя – это важнейшая тема для иудейского сознания. Это не просто тема – это едва ли не самый важный внешний бытовой маркер, который отличает религиозного еврея от нерелигиозного. И сегодняшнее чтение посвящено двум ситуациям, когда Иисус сознательно нарушает те или иные предписания субботнего закона – и нарушает их ради любви к людям.

Заповедь субботнего покоя – гениальна в своей простоте. «Шесть дней делай, и сотвори в них все дела твои – а день седьмой – посвяти Господу Богу». Зная, насколько еврейский народ склонен к стяжательству и накоплению материальных благ, Бог как бы «раздвинул» трудовые будни и директивно установил одним из семи дней – день полного покоя. Когда уже не человек работает – а действует Бог. Когда можно перестать суетиться и послушать тишину. Когда можно разглядеть на головах близких – всё ещё милые лица. Когда общение друг с другом может быть не только «функциональным», а просто «поговорить за жизнь». Когда можно настолько умолкнуть самому – что стать способным услышать Самого Господа Бога.

И, казалось бы, вся эта внешняя обрядовость субботы и была вроде как направлена на внешнее обеспечение условий для этого – но, увы, как и бывает часто, внешнее выстроить гораздо проще, чем внутреннее.

Ситуацию, в которой оказался еврейский народ, можно было бы сравнить вот с чем. Представьте себе, что в семье ждут очень важного и желанного гостя. Квартира – вычищена, вымыта, окна кристально чистые. Стол накрыт свежей скатертью. Салаты, закуски, напитки – всего в изобилии. Даже про тапочки для гостя позаботились. И свежие полотенца повесили. И весь хлам куда-то убрали. Смотрят наши хозяева – и нарадоваться не могут. Аж самим приятно. Только вот гость что-то – никак не идёт. Ну ничего, подождём. Можно салатик попробовать. И водички попить. Через час – уже и горячее остынет, надо есть, пока совсем не стало холодным. Не разогревать же?

И невдомёк хозяевам, что их желанный гость тычется в запертую дверь домофона – пытается войти – а он сломан. Стоит под дождём, мокнет – и ничего понять не может, да как такое вообще могло произойти – когда его так долго упрашивали придти – а в итоге он стоит под дверью битый час?

«Суббота для человека – а не человек для субботы». Эта максима Иисуса стала навеки мощнейшим противоядием к острым токсикозам религиозного фанатизма. Не путать цель и средства. Не пытаться абсолютизировать инструментарий – когда он почему-то перестаёт работать. Чаще задавать себе вопрос: становится ли ближнему рядом со мной легче – или, напротив, я ещё больше загружаю его новыми проблемами? Вот к чему призывает нас сегодняшнее Евангелие!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!