* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39 (прот. Павел Великанов)
434_ChristPantocratorCefaluPalermoCROP

Спас Вседержитель

Мф., XXIII, 29-39 (прот. Павел Великанов)

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Не так много в Евангелии мест, где Христос Спаситель говорит очень жёстко и категорично. Слышать такие слова – страшно. Они словно отточенный как бритва скальпель хирурга, одним движением отсекающий больную, мертвую ткань от всё ещё здоровой и живой. Завершающие слова обличения, из которых и состоит сегодняшнее чтение, напоминают фарисеям истории пророков – которых гнали и убивали их современники – а уже их дети возводили убитым пророкам богатые памятники. Может показаться, что в словах Христа – когда Он называет иудеев змеями и дитёнышами ехидны – сквозит агрессия и ненависть. Но это не так: это действительно крик, крик Божественный, но не от злобы, а от боли, от боли любви – преданной, затоптанной, оплёванной.

Как же могло так случиться, что избранный Самим Богом народ оказался столь непригодным? Почему целый народ, центром жизни которого была религиозность, вдруг на поверку оказался религиозно пустым – при всем обилии внешнего благочестия? Насколько мы, русские, православные, застрахованы от такой же перспективы?

Но ведь общее отпадение складывается всякий раз из личных предательств каждого. И что значит – предать Бога? Ведь предательство – это всегда «передача» тому, для кого это не предназначалось. Предаёт муж свою жену, когда отдаёт другой женщине то, что не для неё предназначалось. Предаёт школьник своего друга, когда рассказывает одноклассникам доверенные ему секреты. Предаёт сотрудник фирмы, если разглашает конкурентам строго конфиденциальную информацию. Но что можно «передать» в случае «предательства» Бога? И кому передать?

Самое главное и ценное, что есть у каждого из нас несомненно – это мы сами. Каждый из нас – это целая вселенная, микрокосмос. Всё великое, совершенное за историю человеческого рода – и славное, и жуткое – было сделано не какими-то инопланетянами, но совершенно такими же, как и мы, обычными людьми. Внутри каждого из нас – огромный, неисчислимый потенциал. Куда его направить, или «заморозить», или вообще разрушить – выбор только самого человека. Здесь Бог оказывается совершенно бессилен: Он не может «подменить» наш выбор Своим, Ему бесконечно важны наши свобода и произволение. Он вручил нам огромный капитал – и дал определённые наставления, заповеди – как им лучше всего было бы распорядиться. И дальше – Он не вмешивается как назойливая мамаша, Он отходит и предоставляет полную свободу действовать нам уже самостоятельно. Учиться на ошибках, радоваться удачам, жить предвкушениями побед. Это и есть – наша жизнь, со своими взлётами и падениями.

Так вот предаём Бога мы тогда, когда отказываем Ему быть нашим Отцом, когда мы хищнически присваиваем себе то, что никогда нам и не принадлежало, когда себя, а не Его, Бога, полагаем центром мироздания. Чтобы понять, предаём ли мы Бога или нет, надо чаще задавать себе вопрос: я служу – Богу, семье, людям – или я использую – Бога, семью, других людей?

Научи же нас, Господи, не предавать Тебя – но дорожить и приумножать тот самый главный дар, который Ты однажды дал каждому из нас – дар служить Тебе и людям!