27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Главная тема сегодняшнего чтения – это важность духовного бодрствования. Рассказывая ученикам о Своём Втором Славном и Страшном Пришествии, Спаситель приводит образы заботливого и рачительного хозяина, не позволяющего себе расслабиться, чтобы не дать повода ворам его обокрасть. Еще один пример – верного раба, который выполняет поручения хозяина и ждёт его возвращения в любую минуту. Эти примеры помогали ученикам обрести верный настрой: не быть устремлёнными в какое-то далёкое будущее, а предельно ответственно жить каждую минуту.
Умение жизнь «здесь и сейчас» – один из самых сложных навыков духовной жизни. Это скользкое, неустойчивое «настоящее» время легко ускользает из-под нашего внимания – и мы то живём былым, минувшим – то перепрыгиваем в будущее, или предвкушая, или, напротив, опасаясь того, что еще не наступило. Но в любом случае, «здесь и сейчас» нас уже нет: мы лишь автоматически, зачастую неосознанно, выполняем то, что происходит в данный момент времени – нас самих, как личности, свободной, творческой, независимой – здесь нет, она где-то в иных мирах и пространствах.
Бодрость, или, если ещё сказать точнее, трезвенность – это состояние предельной включенности в бытие в каждый момент времени. Ведь можно быть опьянённым не только алкоголем: можно быть в эйфории от успеха или влюблённости – но в любом случае в таком состоянии человек не воспринимает реальность адекватно, она существенно изменена. Также и противоположные состояния – скорби, печали, уныния – вырывают нас из реальности то в неотвратимость грядущего, то в страдания о прошедшем.
Казалось бы, какое отношение имеет состояние предельной концентрации на настоящем моменте для наших отношений с Богом? Оказывается, огромное: ведь именно в данный момент, данную секунду мы абсолютно свободно творим, принимаем те или иные решения, создаем нашу жизнь. Лишь только мы соскользнули в прошлое или будущее – всё, мы связаны по рукам и ногам, мы уже обусловлены множеством причин. Мы выпали из данной нам Богом реальности в свои представления, фантазии или воспоминания. Как это ни прозвучит дерзновенно, но умение быть включённым в настоящее роднит нас с Самим Богом Творцом: ведь у Него нет ни прошлого, ни будущего, Он вообще вне линейной шкалы времени, у Него – всё только настоящее. И поэтому Он – абсолютно свободен.
Поэтому, задавая себе вопрос, что и когда в моей жизни произойдёт самое главное, следует давать себе только один ответ: это то, что происходит именно сейчас и здесь – каким бы будничным, малоинтересным и рутинным это ни было. Потому что только в этой точке мы можем встретиться с Богом – таким же живым и «настоящим», как и мы сами!