Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 27-33,42-51
Главная тема сегодняшнего чтения – это важность духовного бодрствования. Рассказывая ученикам о Своём Втором Славном и Страшном Пришествии, Спаситель приводит образы заботливого и рачительного хозяина, не позволяющего себе расслабиться, чтобы не дать повода ворам его обокрасть. Еще один пример – верного раба, который выполняет поручения хозяина и ждёт его возвращения в любую минуту. Эти примеры помогали ученикам обрести верный настрой: не быть устремлёнными в какое-то далёкое будущее, а предельно ответственно жить каждую минуту.
Умение жизнь «здесь и сейчас» – один из самых сложных навыков духовной жизни. Это скользкое, неустойчивое «настоящее» время легко ускользает из-под нашего внимания – и мы то живём былым, минувшим – то перепрыгиваем в будущее, или предвкушая, или, напротив, опасаясь того, что еще не наступило. Но в любом случае, «здесь и сейчас» нас уже нет: мы лишь автоматически, зачастую неосознанно, выполняем то, что происходит в данный момент времени – нас самих, как личности, свободной, творческой, независимой – здесь нет, она где-то в иных мирах и пространствах.
Бодрость, или, если ещё сказать точнее, трезвенность – это состояние предельной включенности в бытие в каждый момент времени. Ведь можно быть опьянённым не только алкоголем: можно быть в эйфории от успеха или влюблённости – но в любом случае в таком состоянии человек не воспринимает реальность адекватно, она существенно изменена. Также и противоположные состояния – скорби, печали, уныния – вырывают нас из реальности то в неотвратимость грядущего, то в страдания о прошедшем.
Казалось бы, какое отношение имеет состояние предельной концентрации на настоящем моменте для наших отношений с Богом? Оказывается, огромное: ведь именно в данный момент, данную секунду мы абсолютно свободно творим, принимаем те или иные решения, создаем нашу жизнь. Лишь только мы соскользнули в прошлое или будущее – всё, мы связаны по рукам и ногам, мы уже обусловлены множеством причин. Мы выпали из данной нам Богом реальности в свои представления, фантазии или воспоминания. Как это ни прозвучит дерзновенно, но умение быть включённым в настоящее роднит нас с Самим Богом Творцом: ведь у Него нет ни прошлого, ни будущего, Он вообще вне линейной шкалы времени, у Него – всё только настоящее. И поэтому Он – абсолютно свободен.
Поэтому, задавая себе вопрос, что и когда в моей жизни произойдёт самое главное, следует давать себе только один ответ: это то, что происходит именно сейчас и здесь – каким бы будничным, малоинтересным и рутинным это ни было. Потому что только в этой точке мы можем встретиться с Богом – таким же живым и «настоящим», как и мы сами!