Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, мы слышим евангельское чтение о Марфе и Марии, которое побуждает нас задуматься о двух образах служения Богу – деятельном и созерцательном. В то время как Марфа беспокоится, чтобы накрыть богатый стол и угостить дорогого гостя, Мария, оставив все житейские попечения, садится у ног Иисуса, чтобы не упустить ни одного слова. Эта жажда «единого на потребу» не остаётся не замеченной: Иисус хвалит Марию – но при этом не осуждает и Марфу.

При всей кажущейся камерности происходящего перед нами – революционный прорыв в отношении к женщине. Марфа – как и следовало поступать любой женщине по представлениям древнего мира – занимается хозяйством, она – хранительница очага, содержит дом, воспитывает детей. Поэтому вполне понятно её искреннее возмущение поведением сестры – Марии – которая вдруг совсем забывает о «женской доле» – и просто вся целиком погружается в слушание этого удивительного Учителя и Пророка. Задавая вопрос Иисусу, Марфа, конечно же, ожидала вполне предсказуемой реакции: ну не Самому же Иисусу идти к очагу и помогать в приготовлении пищи! Однако ответ Иисуса – далеко выходит за рамки общепринятых в то время представлений. Для Него право женщины быть таким же образом Божиим, как и любому мужчине – неприкосновенно. Оно не может быть уничтожено или уменьшено никакими семейными обязанностями, обычаями времени и традиционными поведенческими ролями. Женщина – такой же человек, как и мужчина: их ценность в очах Божиих одинакова. Женщина – это не «обслуживающий потребности мужчины персонал»: она – спутница и помощница, она – равная ему. Можно представить, какое изумление вызывало такое поведение Марии в глазах учеников: для них увидеть, как женщина вместо хозяйства тщательно внимает Учителю – было просто немыслимо! Она же – женщина – она же в принципе не может стать Его ученицей!

Вся история Древней Церкви свидетельствует, что женщины ни в чём не уступали мужчинам в деле проповеди Христа Воскресшего: они также отважно претерпевали скорби и гонения, зажигали сердца язычников и шли на мученическую смерть. Мы до конца не можем осознать, насколько изменило христианство то утилитарное понимание женщины, которое господствовало в древнем мире. Не только изменило, но и возвысило честь женщины до «Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов!»

Но как легко об этом забывается нами, мужчинами – особенно когда мы приходим уставшие и голодные с работы, в полной уверенности, что дома нас обязательно вкусно накормят и утешат! Да, и накормят, и утешат – только надо понимать, что всё это – не «само собой разумеющиеся обязанности», а проявление любви к нам – свободной и искренней. Которая пусть и не ждёт ежечасных восторгов и благодарностей – но всегда с радостью принимает любой, пусть самый крохотный, знак ответной любви и признательности!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!