Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36
Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 1-11
Иисус находится в Галилее вместе с учениками. Сюда неожиданно приходит целая делегация из Иерусалима. Книжники, эти иудейские законоучители, и фарисеи, религиозные ревнители, уже не могут больше терпеть неопределённости и хотят встретиться с Иисусом, чтобы напрямую задать Ему волнующие их вопросы. Они предпринимают непростой путь продолжительностью в несколько дней – но их ожидает отнюдь не тёплый приём.
Перед нами – искромётное столкновение двух религиозных концепций, двух разных пониманий формата отношений между Богом и человеком. С одной стороны – глубоко въевшаяся в умы традиция иудаизма, где всё жёстко регламентировано: есть чёткое деление на ритуально чистое и нечистое, есть конкретные правила благочестия, соблюдение которых и является смыслом жизни верующего иудея. С другой стороны – благая весть Иисуса, Который не отрицает ветхозаветный обряд и его значимость, но смотрит на него всего лишь как на инструмент, полезный – но не абсолютный, важный – но не самодостаточный, священный – но не Божественный. В жёстких, хлёстких словах Иисуса, обращённых к фарисеям, не следует видеть свидетельство личной неприязни Спасителя к тем, кто пришёл к Нему. Это решительное отвращение не лично к ним, а той системе координат, с которой в данный момент они сами себя отождествляют.
Иисус вовсе не пытается разрушить некогда данный евреям закон: Он стремится прорваться сквозь ритуальную мишуру к самой сути, самому существу данных Моисею заповедей. Лукавый ум хранителей закона, давно научившийся изящно обходить неудобные заповеди Божии, для Иисуса категорически неприемлем. Он, как и Его Небесный Отец, предельно прост – и требует такой же простоты от окружающих. Но эта простота разрушает чёткую формализованность жизни, помещая человека в пространство свободы и живых отношений между личностью и Богом. В таком подходе книжники и фарисеи небезосновательно видят смертельную угрозу устойчивости прекрасно ими управляемой религиозной системы! И они не ошибаются: Своим Воскресением Иисус не только побеждает смерть и диавола, но и основывает Церковь – не как некую «антисистему» по отношению к ветхозаветному иудаизму, но как Своё Живое Тело, пребывающее среди христиан не в виде канонов и предписаний, а в виде постоянной сонастроенности Христу, соработничества человека и Святого Духа.
Любой религиозный обряд можно сравнить со скорлупой. Её ценность лишь в том, что позволяет сохранять содержимое – само яйцо – в целости. Но когда содержимого уже нет – или оно испортилось – скорлупа уже ничем не поможет. Если бы мы внимательнее всматривались в наше многообразие форм религиозной жизни, чтобы научиться понимать, где скорлупка – а где само содержание – не сомневаюсь, нам легче было бы в жизни расставлять правильные акценты!