* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:

25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;

30 у вас же и волосы на голове все сочтены;

31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Перед нами ряд пророческих высказываний Спасителя, которые адресованы апостолам и всем последователям Иисуса. В них на первый план выступает общая тема – тему трудностей и скорбей, с которыми придется столкнуться христианам в их повседневной жизни после ухода Учителя. А потому это не просто предсказания. Господь сопровождает их словами поддержки и даже дает конкретные инструкции, как поступать в том или ином случае. Хотелось бы обратить внимание на одну из них.

Отрывок начинается с призыва к осторожности и мудрой предусмотрительности: если вас гонят в одном городе, бегите в другой. На протяжении истории Церкви христианам не один раз грозила та или иная опасность. В эпоху римских гонений, во времена советского террора, а в настоящий момент и во многих странах третьего мира это опасность смертельная. Поэтому Господь и предупреждает всех тех, кто оказался в подобной ситуации: иногда в случае смертельной угрозы лучше убежать, скрыться, уйти в другое место. Но неужели Господь поощряет малодушие и трусость?

Конечно же, нет. Просто перед нами скрытый призыв к трезвой оценке сложившейся обстановки и своего духовного состояния. От христианина требуется рассудительность. Не стоит с фанатичным энтузиазмом пытаться стать мучеником за веру. Безрассудный фанатизм ни к чему хорошему не приведет. Ведь, возможно, человек переоценивает себя и свои возможности? Возможно, он не выдержит и в последний момент смалодушествует, отречется от своей веры? Или же он подвергает такому риску тех, кто его окружает, и кто не имеет такой силы духа. Возможно, человеком движет скрытая гордыня и тщеславие? Ведь не случайно существует поговорка «на миру и смерть красна». Поэтому всегда, если есть возможность, не отрекаясь от своих идеалов, сохранить свою жизнь и жизнь ближних, даже герой-солдат не будет бросаться грудью на амбразуру.

Важно, что эти Евангельские слова имеют поддержку в лице древних церковных соборов. В первые века христианства многие добивались мученичества путем провокаций язычников. Церковь осудила эту практику за ее безрассудство и провозгласила очень мудрый принцип: креста не ищут, но с него и не бегают.

Как же все это относится к нам? Ведь зачастую мы, современные христиане, не подвергаемся смертельной опасности. Это верно. Однако очень часто мы также становимся перед выбором громко заявить о своем христианстве и в результате столкнуться с трудностями или же промолчать, отступить. Какой выбор будет верным? Как Евангелие, так церковная история единогласно говорят нам: здесь не может быть шаблонных решений. В каждой конкретной ситуации от человека требуется рассудительность, трезвая оценка той обстановки, в которой он оказался и своего состояния. Что мною движет? Не бравирую ли я своим христианством? Не принесут ли мои действия и слова больше вреда, чем пользы? Не являются ли мое так называемое исповедание Христа всего лишь театральной экзальтацией, по сути, провокацией людей?

Ведь мученичество это не мужество и не геройство в привычном их значении – когда я один в поле воин и на меня тьма басурман. Я всем сейчас докажу, как я был прав и как права Церковь. Нет. Мученичество — это свидетельство. Свидетельство самой своей смертью, что смерти больше нет, есть иная жизнь, есть Бог и Его любовь, которая готова обнять всех. Иными словами, это явное действие благодати Божией в человеке, очевидное для окружающих. Если мы приобретем такой дар, то все, что бы мы ни сделали, что бы ни сказали, будет мученичеством, то есть свидетельством о Христе. И наши слова, и наше молчание, и наши действия и наш покой, и наша жизнь, и наша смерть!