Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Спаситель продолжает рассказывать Своим ученикам об условиях вхождения в Царство Небесное – но не где-то там, в далёком и неизвестном будущем, а уже здесь и сейчас. И тема сегодняшнего чтения – отношения между мужчиной и женщиной. Положение женщины в иудейском обществе было более чем скромным, если не сказать больше – униженным. Она была абсолютна зависимой от своего мужа, причём потерять благорасположение супруга грозило полномасштабной жизненной драмой. Оснований для развода было множество – вплоть до того, что жена просто перестала нравится своему мужу. Согласно иудейскому закону, муж имел право дать жене разводное письмо, освобождающее её от супружества, без всякого на то её согласия, и затем отправить на все четыре стороны, как бы предполагая, что теперь своё счастье она будет искать сама. Но в реальности разведённая женщина не особо кому и была интересна: как правило, браки заключались очень рано, брачный возраст девушки – 12 лет – поэтому 25-30 летняя женщина – это уже была «дама в глубоких летах», обречённая на нищету и одиночество. Был ещё один очень неприятный момент. В прочтении иудейских толкователей Закона, под «прелюбодеянием» имелась в виду супружеская измена именно со стороны женщины – но отнюдь не мужчины. Конечно, сказать, что иудаизм всячески поощрял разгульный образ жизни мужчин – будет неверным, но тяжесть греха супружеской измены со стороны мужчины была несоизмеримой по сравнению с женской изменой. Это было ещё одним фактором неравенства отношений. Своими словами Спаситель выправляет этот перекос. Он ставит знак равенства между мужской и женской неверностью. Более того: Он даёт понятные методические рекомендации, как удержаться от соблазна блуда – который словно костёр может вспыхнуть в сердце и сжечь душу до тла. Хранить своё зрение, не смотреть на других с похотью, удерживать себя в целомудрии – прежде всего посредством ограничения физических контактов – выполняя эти простые правила, супруги могут сохранить незыблемость брака. Ещё одна важная тема, затронутая Иисусом – это развод. Спаситель призывает честно ответить: если ты выгнал свою жену, потому что она просто тебе надоела – тем самым ты просто вынуждаешь её стать на путь блуда – и это уже не её, а твой грех! Иудеи предпочитали закрывать глаза на эту неприятную очевидность – как бы перенаправляя проблему наверх, Богу: пусть Бог Сам о ней позаботится! Но Спаситель призывает не лукавить: если ты выгнал жену – кроме случая измены – ты теперь сам за её дальнейшую судьбу – ответчик! Не будем же забывать, что именно благодаря Христу мы сегодня живём совершенно в другой системе координат отношений между мужчиной и женщиной, где обе стороны – равноправны!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!