Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50; Глава 13, стихи 1-3. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 1-3

01 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

02 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

03 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять;

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 46-50; Глава 13, стихи 1-3 (иером. Феоктист Игумнов)

Мф., XII, 46 - XIII, 3 (иером. Феоктист Игумнов)

Глава 12.

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

ГЛАВА 13.

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Впервые Евангелие попало мне в руки где-то в середине девяностых. Не помню, открыл ли я его с самого начала или же, по обычаю, начал пролистывать с конца, но помню, что единственными словами, которые я прочитал и запомнил были именно те слова, которые мы только что услышали. Мне они очень не понравились. Я закрыл книгу, поставил на полку и решил, что, пожалуй, этого с меня хватит. Хватит пока или хватит вообще — этого я тогда не решил. Мне не понравился ответ Христа на слова о том, что Его хотят видеть близкие родственники. В те годы я не смог понять, что этот ответ абсолютно ничего не говорит об отношении Господа Иисуса Христа к Его Пречистой Матери. Он не говорит о том, что Господь не почитал Её должным образом. Этот текст совершенно о другом, но тогда я, почему-то, увидел именно это: пренебрежительное отношение к Матери. Конечно, можно списать такое моё прочтение на характерное неумение светского и вполне ещё советского студента–технаря читать и понимать древние тексты. Но, как ни странно, древние комментаторы довольно активно спорили с именно моим понимаем этого евангельского отрывка, а значит, я далеко не единственный их тех, кого вводят в смущение эти слова Спасителя.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что после этих слов Христос вышел навстречу к Своей Матери. Он указал на истинное родство, на то, что духовное родство превосходнее плотского и после этого оказал честь Пречистой Богородице. Несмотря на то, что Он не всегда соглашался с Ее словами, Он всегда делал то, что повелевает делать сыновний долг. Пожалуй, самый яркий пример такого рода — это Ее просьба помочь бедным людям, у которых была свадьба в Кане Галилейской. У них посреди брачного пира закончилось вино, этот факт мог бы испортить всё торжество, но Спаситель уступил Своей Матери и сотворил там Своё первое чудо. Это чудо не было жизненно необходимым, но оно спасло людей от позора и злых языков. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в обоих этих случаях требования Божией Матери были неуместны. Но несмотря ни на что, Господь их исполняет. Церковь всегда утверждала, что Божия Матерь была не только ближайшей родственницей Спасителя по плоти, Она была и Одной из тех, кого упоминает Спаситель: Она выполняла волю Божию и, соответственно, была родной Христу Спасителю и по духу. Да, Она оставалась в полной мере человеком, мы исповедуем, что у Неё не было греха, но этот факт не делает все Её просьбы к Своему Сыну уместными и своевременными. Но какими бы они ни были, Спаситель откликается на них, и, по мнению учителей Церкви, не только как на просьбу Матери по плоти, но в первую очередь как на просьбу Той, Которая близка Ему по духу. А если это так, то и все наши просьбы Он обязательно исполнит, в том случае, если и мы, подобно Пресвятой и Пречистой Богородице, главной целью своей жизни поставим исполнение воли Божией.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!