Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Очень интересное чтение мы только что слышали. Христос Спаситель раскрывает перед нами основы правильных отношений между людьми. Основа этих отношений – деятельная любовь к ближнему, которая проявляется в конкретной заботе о его благе. Приводя образ стада и доброго пастыря, который ради одной заблудившейся овцы отправляется на её поиски, Спаситель подчёркивает: перестаньте думать, что есть некий злой рок, предопределяющий неудачников к погибели! Нет никакого рока! Есть совершенно благая, добрая воля Бога Отца, чтобы ни один человек не погиб, но все были спасены. И если кто-то путается, теряется, сбивается с правильного пути – его Бог не вычёркивает из Книги Жизни, напротив: Он обращает на него максимальное внимание. Видя, что сам человек уже не в состоянии найти верный путь – Бог Отец направляет к нему Своего Сына – чтобы Он стал инструктором, проводником, вдохновителем и помощником в преодолении случившегося кризиса. И далее Спаситель излагает подробно, каким образом следует возвращать заблудших на путь истины. Самое главное – никогда не забывать о благе ближнего. Когда для нас та или иная идея – даже очень высокая, святая и благородная – заслоняет живого человека, мы совершаем роковую ошибку – причем не в житейском, а именно в религиозном плане. Очень точно эту мысль сформулировал афонский старец архимандрит Эмилиан (Вафидис): «Если нет гармонии в отношениях с другими людьми, то невозможно вести никакой духовной жизни». Жёстко и категорично! Но эта гармония в отношениях – вовсе не то же самое, что и потакание чужим грехам и порокам. Если мы видим, что наш ближний совершает греховные, недолжные поступки – мы вовсе не должны закрывать на это глаза – но и не выставлять его ошибки на всеобщее обозрение. Расскажу один случай из жизни афонских монахов. В одной небольшой келье вдруг заметили, что куда-то стали исчезать дыни с небольшой бахчи. Поскольку обитель была в очень труднодоступном месте, и никого из чужих там не бывало – стали подозревать, что кто-то ворует из своих же. И вот, один монах решил устроить ночью засаду. Ещё не рассвело, как он прибежал, весь радостный, в келью игумена. «Отче, теперь я знаю, кто из наших дыни ворует!» Не дав договорить, игумен закрыл ему рот рукой – и сказал: «Если в следующий раз тебе снова придёт мысль идти выслеживать вора, очень тебя прошу: спрячься так, чтобы он тебя случайно не заметил – для спокойствия его совести!» Какую ошибку совершил этот неразумный послушник? Вместо того, чтобы наедине подойти к вору и с любовью призвать его прекратить воровать – он пошёл к игумену – то есть решил публично обличить чужой грех. Но мудрый игумен этого не допустил, сохраняя возможность для оступившегося монаха покаяться без всеобщего позора. Только состояние крайней ожесточённости и нераскаянности может потребовать публичного осуждения – и здесь уже деятельная любовь заботится о том, чтобы зараза греха не проникла к всё ещё здоровым другим членам Христова тела. Это хирургическое отсечение уже нежизнеспособной части – вынужденное действие – но и в его основе лежит та же самая деятельная любовь, а вовсе не страстное желание поработать острым скальпелем. Научи же нас, Господи, в общении с ближними всегда быть аккуратными и рассудительными!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!