Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 19-36

С первого взгляда может показаться, что реакция Иисуса на просьбу эллинов-
язычников встретиться с Ним – парадоксальна. С Ним хотят пообщаться – а Он
говорит о каких-то совершенно высоких, отвлечённых вещах. Но на самом деле
это не так. Давайте разбираться подробно.
Итак, вся пространная речь Иисуса посвящена нескольким темам. Во-первых,
это тема славы: пришло время, чтобы Ему прославиться. Но тут же Спаситель
вдруг переходит совершенно к другой теме – зерна, брошенного в землю и
умирающего – для того, чтобы из него произрос колос с множеством новых
зёрен. Затем этот образ сразу же объясняется: тот, кто пытается удержать свою
жизнь в этом мире, легко её потеряет и погубит. Напротив, тот, кто готов её
отдать – следуя за Богом – наследует вечную жизнь и исполнение обетований.
Текст евангелиста Иоанна необычайно плотный: в отличие от остальные
евангелистов, он уходит от простого исторического описания событий и
превращает, казалось бы, простую речь в целый богословский трактат,
насыщенный образами, афоризмами и гениальными высказываниями.
При всей кажущейся несвязанности высказываний красной нитью идёт тема
приближающейся произвольной смерти Христа. На днях был воскрешён
четверодневный Лазарь, уже вовсю работают механизмы выслеживания Иисуса
с целью ареста и убийства, тучи над Ним сгустились до предела. Ученики
чувствуют, что должно что-то произойти – но только Сам Спаситель знает, что
вскоре его ожидает. Поэтому Он снова и снова вкладывает в сознание апостолов
неприемлемую для них мысль о том, что Иисусу следует умереть – чтобы через
Свою смерть стать источником жизни для всех остальных.
Но причем здесь язычники – и тема славы? Перед нами происходит
удивительное: в ответ на желание язычников-эллинов встретиться с
Иисусом, Сам Бог в виде небесного гласа подтверждает особый статус Своего
Сына, Иисуса Христа. Он совсем не самозванец, как хотели Его представить
иудейские власти. Он – полномочный представитель Самого Творца – и
свидетельствует о том, что иудеям слышать невыносимо: Бог – не их
собственность! Божья любовь простирается не только на еврейский народ: для
Бога любой человек – в любом народе, и грешник, и праведник – одинаково
дорог! И за этих, кажущихся иудеям, «второсортных» людей – гоев – Бог идёт
на Крест, чтобы и им даровать спасение.
Но как легко впасть нам, современным христианам, в самолюбование от
кажущихся выстроенными отношений с Богом! Как больно бывает наблюдать,
когда из уст христианина исходят слова презрения и превозношения,
обращённые к людям неверующим и далёким от всего церковного! И за них
Христос снова и снова идёт на Крест – чтобы помочь им. Проблема того, что
для них Христос – неведомый и чужой – это не их проблема, а наша с вами
беда, что в нас они не видят очевидного действия Святого Духа, что в нас
радость о Воскресшем Спасителе таится в таких глубинах, что мы и сами-то
часто её не замечаем!
Помоги же нам, Господи, стараться всегда быть неложными свидетелями
истинности Твоего Воскресения!