Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 19-36
19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
С первого взгляда может показаться, что реакция Иисуса на просьбу эллинов-
язычников встретиться с Ним – парадоксальна. С Ним хотят пообщаться – а Он
говорит о каких-то совершенно высоких, отвлечённых вещах. Но на самом деле
это не так. Давайте разбираться подробно.
Итак, вся пространная речь Иисуса посвящена нескольким темам. Во-первых,
это тема славы: пришло время, чтобы Ему прославиться. Но тут же Спаситель
вдруг переходит совершенно к другой теме – зерна, брошенного в землю и
умирающего – для того, чтобы из него произрос колос с множеством новых
зёрен. Затем этот образ сразу же объясняется: тот, кто пытается удержать свою
жизнь в этом мире, легко её потеряет и погубит. Напротив, тот, кто готов её
отдать – следуя за Богом – наследует вечную жизнь и исполнение обетований.
Текст евангелиста Иоанна необычайно плотный: в отличие от остальные
евангелистов, он уходит от простого исторического описания событий и
превращает, казалось бы, простую речь в целый богословский трактат,
насыщенный образами, афоризмами и гениальными высказываниями.
При всей кажущейся несвязанности высказываний красной нитью идёт тема
приближающейся произвольной смерти Христа. На днях был воскрешён
четверодневный Лазарь, уже вовсю работают механизмы выслеживания Иисуса
с целью ареста и убийства, тучи над Ним сгустились до предела. Ученики
чувствуют, что должно что-то произойти – но только Сам Спаситель знает, что
вскоре его ожидает. Поэтому Он снова и снова вкладывает в сознание апостолов
неприемлемую для них мысль о том, что Иисусу следует умереть – чтобы через
Свою смерть стать источником жизни для всех остальных.
Но причем здесь язычники – и тема славы? Перед нами происходит
удивительное: в ответ на желание язычников-эллинов встретиться с
Иисусом, Сам Бог в виде небесного гласа подтверждает особый статус Своего
Сына, Иисуса Христа. Он совсем не самозванец, как хотели Его представить
иудейские власти. Он – полномочный представитель Самого Творца – и
свидетельствует о том, что иудеям слышать невыносимо: Бог – не их
собственность! Божья любовь простирается не только на еврейский народ: для
Бога любой человек – в любом народе, и грешник, и праведник – одинаково
дорог! И за этих, кажущихся иудеям, «второсортных» людей – гоев – Бог идёт
на Крест, чтобы и им даровать спасение.
Но как легко впасть нам, современным христианам, в самолюбование от
кажущихся выстроенными отношений с Богом! Как больно бывает наблюдать,
когда из уст христианина исходят слова презрения и превозношения,
обращённые к людям неверующим и далёким от всего церковного! И за них
Христос снова и снова идёт на Крест – чтобы помочь им. Проблема того, что
для них Христос – неведомый и чужой – это не их проблема, а наша с вами
беда, что в нас они не видят очевидного действия Святого Духа, что в нас
радость о Воскресшем Спасителе таится в таких глубинах, что мы и сами-то
часто её не замечаем!
Помоги же нам, Господи, стараться всегда быть неложными свидетелями
истинности Твоего Воскресения!