Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 19-36

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

С первого взгляда может показаться, что реакция Иисуса на просьбу эллинов-
язычников встретиться с Ним – парадоксальна. С Ним хотят пообщаться – а Он
говорит о каких-то совершенно высоких, отвлечённых вещах. Но на самом деле
это не так. Давайте разбираться подробно.

Итак, вся пространная речь Иисуса посвящена нескольким темам. Во-первых,
это тема славы: пришло время, чтобы Ему прославиться. Но тут же Спаситель
вдруг переходит совершенно к другой теме – зерна, брошенного в землю и
умирающего – для того, чтобы из него произрос колос с множеством новых
зёрен. Затем этот образ сразу же объясняется: тот, кто пытается удержать свою
жизнь в этом мире, легко её потеряет и погубит. Напротив, тот, кто готов её
отдать – следуя за Богом – наследует вечную жизнь и исполнение обетований.
Текст евангелиста Иоанна необычайно плотный: в отличие от остальные
евангелистов, он уходит от простого исторического описания событий и
превращает, казалось бы, простую речь в целый богословский трактат,
насыщенный образами, афоризмами и гениальными высказываниями.

При всей кажущейся несвязанности высказываний красной нитью идёт тема
приближающейся произвольной смерти Христа. На днях был воскрешён
четверодневный Лазарь, уже вовсю работают механизмы выслеживания Иисуса
с целью ареста и убийства, тучи над Ним сгустились до предела. Ученики
чувствуют, что должно что-то произойти – но только Сам Спаситель знает, что
вскоре его ожидает. Поэтому Он снова и снова вкладывает в сознание апостолов
неприемлемую для них мысль о том, что Иисусу следует умереть – чтобы через
Свою смерть стать источником жизни для всех остальных.

Но причем здесь язычники – и тема славы? Перед нами происходит
удивительное: в ответ на желание язычников-эллинов встретиться с
Иисусом, Сам Бог в виде небесного гласа подтверждает особый статус Своего
Сына, Иисуса Христа. Он совсем не самозванец, как хотели Его представить
иудейские власти. Он – полномочный представитель Самого Творца – и
свидетельствует о том, что иудеям слышать невыносимо: Бог – не их
собственность! Божья любовь простирается не только на еврейский народ: для
Бога любой человек – в любом народе, и грешник, и праведник – одинаково
дорог! И за этих, кажущихся иудеям, «второсортных» людей – гоев – Бог идёт
на Крест, чтобы и им даровать спасение.

Но как легко впасть нам, современным христианам, в самолюбование от
кажущихся выстроенными отношений с Богом! Как больно бывает наблюдать,
когда из уст христианина исходят слова презрения и превозношения,
обращённые к людям неверующим и далёким от всего церковного! И за них
Христос снова и снова идёт на Крест – чтобы помочь им. Проблема того, что
для них Христос – неведомый и чужой – это не их проблема, а наша с вами
беда, что в нас они не видят очевидного действия Святого Духа, что в нас
радость о Воскресшем Спасителе таится в таких глубинах, что мы и сами-то
часто её не замечаем!

Помоги же нам, Господи, стараться всегда быть неложными свидетелями
истинности Твоего Воскресения!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!