Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 36-38

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Когда мы читаем Евангелие, нередко автоматически пробегаем мимо слов, которые нам кажутся слишком простыми и понятными, чтобы на них задерживать внимание. Так и в сегодняшнем чтении: когда мы слышим о толпах народа, окружавших Иисуса, что они были «изнурены и рассеяны», нам кажется всё слишком очевидным. Но если всмотреться пристальнее в греческий текст, перед нами открываются новые горизонты.

Изнурены — по-гречески «έσκυλμένοι» — от глагола «σκύλλω» — терзать, изнурять, буквально «сдирать шкуру». Это вовсе не «сильная усталость», как может показаться поначалу. Это такое состояние, когда ты понимаешь, что на этом свете — уже не жилец, но и смерть никак не приходит. А что же скрывает слово «рассеяны»? может, так, слегка несобраны? Причастие «έρριμμένον» образовано от глагола «ρίπτω» — падать, свалиться, распластаться при опьянении или от смертельной раны. Наиболее подходящий русский аналог — обессилено рухнуть навзничь. Если собрать эти значения и приложить к образу стада овец — перед нами — мрачная картина: овцы, которые брошены, и находятся на грани между жизнью и смертью. Ещё чуть-чуть — и неминуемая гибель их настигнет.

Вот что видит Иисус при взгляде на толпы народа. Они пришли к Нему не ради праздного любопытства, и не ради того, чтобы услышать что-то новенькое и интересненькое. Для них, расстроенных, измученных, запутавшихся — слова Иисуса — это капли живительной влаги в изъявленную глубокими трещинами иссохшую землю. Иисус не собирается никому Себя навязывать: но видя такое бедственное положение, Он уже не может не откликнуться: требуется срочная помощь!

Странно: если бы речь шла о людях неверующих, вообще далёких от каких бы то ни было религиозных взглядов, ситуация была бы достаточно понятной. Без Бога — человек неизбежно разлагается изнутри. Но ведь здесь-то — глубоко религиозный народ, в котором все вращается вокруг особых, исключительных отношений между избранным народом и Творцом — у них-то откуда такое жуткое состояние? Ответ мы слышим в словах Христа, обращённых к духовным лидерам: «Вожди слепые!»... Народ не виноват: вожди завели их в тупик — сами не понимая, как это получилось.

Отправляя Своих новоизбранных учеников к погибшим овцам дома Израиля, Иисус наставляет их не обличать продажность духовенства или лукавство духовной аристократии. Этим беде не поможешь: в измученных людей надо вложить жизнь, новые силы — для этого надо исцелять, изгонять демонов, воскрешать. Иисус входит в жизнь еврейского народа с пронзительной вестью: Бог — снова здесь, Он — рядом, Он — живой и сильный. Он — действующий и действенный! И апостолы утверждают это не пафосными словами, а своими поступками. Заметим — ни слова не говорится о том, что Иисус — долгожданный Мессия! Речь не о Нём, а о том, что Царство Бога — уже рядом. Бог вернулся в Свой народ — и подтверждение тому — дела апостолов!

Часто ли мы смотрим на свою религиозную жизнь через такую призму — просвечивает ли Живой Бог сквозь наши обычаи и обряды, привычки и ритуалы? И если это присутствие не очевидно — понимаем ли мы, что делать?

Помоги же нам, Господи, учиться быть честными и искренними в наших отношениях с Тобой, и если у нас — проблемы, не пытаться их скрывать мишурой внешнего благочестия!