Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 18-26

18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.

20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,

21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,

24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.

26 И разнесся слух о сем по всей земле той.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Чтения прошедшей седмицы, или, говоря современным языком, недели, в основном были связаны с притчами, которые завершались новой для апостолов идеей — идеей грядущего суда. Сама по себе, для людей знакомых с христианством, мысль о суде привычна и очевидна. Но стоит сказать, что образ Бога как судии, далеко не самый преобладающий в Евангелии. Может быть, именно поэтому неделю, чтения которой были посвящены этой теме, Церковь завершает отрывком, в котором говорится об исцелении женщины, у которой было кровотечение и воскрешении дочери некоего начальника.

Дело в том, что иногда Бог представляется людям, как Тот, Кто сотворил человека, оставил его в мире, дал правила и будет строго спрашивать за их нарушение. Жизнь представляется этакой игрой, из которой человек должен выйти победителем. Не вышел — его проблемы. Но ведь на самом деле такой взгляд совершенно неверен. Ведь все мы, рождаясь в мире греха, несем на себе его тяжесть. Мы сотворены свободными, но живем в обстоятельствах, которые отягощают наш выбор, обстоятельствах духовных и физических.

Итак, в начале сегодняшнего чтения мы видим отца, у которого умирает дочь и затем женщину, которая измучена долгой болезнью. Ветхозаветная религия немало говорит о болезни и немощи как результате греха. Однако в сегодняшнем чтении мы не слышим, ни о грехе, ни о покаянии. До двенадцати лет ребенок не считался нравственно ответственным, а женщина за двенадцать лет болезни, с большой долей вероятности, радикально изменила свою жизнь. Так или иначе — сегодняшнее чтение не о вине и прощении, но о милости, которая возвышается над судом. Исцеление подается Христом обильно, так что в одном случае хватает прикосновения к краю одежды, а другом — ситуация совершенно безнадежная поворачивается в спять — воскресает человек уже умерший.

Несомненно, чудеса о которых мы слышали сегодня, находятся в своем евангельском контексте, они совершены в свое время и в своем месте... Но будучи помещены в контекст всей седмицы — они приобретают особый смысл.

Дело в том, что кроме образа судии, который собирает плевелы в житницу и сжигает их огнем, в Писании есть образ милосердного врача, который готов исцелять всякую болезнь и немощь. Всякую, в том числе и духовную. Плевелы из притчи не могут измениться, но люди не плевелы. Притча условность, в ней не бывает места буквальному пониманию каждого слова. Людям важно знать, что от их духовного состояния зависит их судьба, им важно так же понимать, что само их состояние зависит от их выбора... Но кроме этого, они должны помнить, что находясь в плену мира сего, могут рассчитывать на исцеление и милость. Правда с одним условием — если сами этого захотят. И на этом пути важно и личное усилие и молитвенное усилие близких.

Девочка, дочь начальника, была очень слаба — она лежала и не могла сама прийти ко Христу за тем, чтобы попросить исцеления. Поэтому можно сказать, что любовь ее отца послужила к ее исцелению и даже воскрешению вместе с любовью Божией. Ведь в этом соединении нашей любви с любовью Божией, и есть суть молитвы. Но даже если мы одни, если мы не можем победить греховную болезнь... Христос всегда рядом, и одного прикосновения оказывается достаточно, если мы верим в Его милость.