Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13
Совершенно замечательно об этом евангельском сотнике сказал блаженный Августин: «Называя себя недостойным, он обнаружил свое достоинство». Конечно, говоря о собственном недостоинстве этот человек его же и переживал, он именно таким себя и ощущал. Мы ничего не знаем о причине самоуничижения сотника, все же, это был солдат римской армии среди оккупированного народа. Известно, что оккупанты крайне редко относятся с почтением к порабощенным народам и вряд ли здесь можно видеть уважение к монотеизму израильтян со стороны римского язычника. Даже несмотря на то, что римляне были предельно толерантны к религиозным убеждениям покоренных народов. Возможно, естественное нравственное чувство давало сотнику способность ощущать себя недостойным. В любом случае, отказ принять Христа Спасителя в своем доме позволил ему, по слову блаженного Августина, принять Христа в своем сердце.
А ведь все могло быть по-другому. Христос уже дал согласие прийти в дом сотника. Дело, можно сказать, сделано. Но сотник останавливает Спасителя. Отказывается Его принять, ссылаясь на свое недостоинство. А если бы он не остановил Христа? Можно предположить, что эта история все равно вошла бы в текст Евангелия от Матфея. Ну а для самого сотника визит Спасителя в его дом послужил бы, вероятно, предметом для гордости. Точно такой же гордости, которая возникает от визита в дом какой-нибудь медийной личности. И точно такой же гордости, которую испытывает наш благочестивый современник, когда ему удается попасть туда, куда обычно пускают не всех. К примеру, в закрытый для посещения скит отдаленного, но известного монастыря. Или же к открытой раке святого, да еще и без очереди. Такими историями зачастую хвастаются. Но есть ли Бог там, где присутствует хотя бы тень бахвальства? Вопрос можно было бы счесть риторическим, если бы не сегодняшний евангельский рассказ. Он ясно показывает, что в глазах Бога ценно не проникновение туда, куда нет хода всем прочим, не максимальное физическое приближение к святыне, а вера в абсолютное всемогущество Бога и вместе с этим осознание своего недостоинства по отношению к Богу. Так жили и так относились к Богу и самим себе все святые. Так они получили обетованные Христом Спасителем блага. И так призывает жить всех нас Евангелие с тем, чтобы принять Христа не в свой дом, а в свое сердце.