Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Мф., VII, 15-21

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Комментирует фрагмент из Евангелия от Матфея священник Стефан Домусчи

Как уже не раз говорилось и как не сложно заметить самому, Евангелие наполнено самыми простыми примерами, часто предельно бытовыми, пришедшими из жизни крестьян, рыбаков, домохозяек. Это так потому, что суметь понять его должен был каждый. Обращаясь к простым людям, Христос обращает к ним простые примеры.

Сегодняшний пример также очень простой. Для пастуха нет более мирного животного, чем овца, и нет более агрессивного животного, чем волк. Понятно, что есть другие домашние и хищные животные, но Христос выбирает эту пару, так как образы эти, видимо, были самыми традиционными. Что же он хочет этими образами сказать? Для нас и так очевидно, что есть люди мирные, а есть агрессивные. Но Христос говорит не обо всех людях и не об их состоянии... Он говорит о людях, которые ведут за собой и призывает к тому, чтобы оценивать их очень внимательно.

Сегодня слово пророк для большинства означает того, кто предсказывает будущее. Но в культуре Писания пророк  - не столько предсказатель, сколько толкователь и учитель. Это человек, который послан растолковать другим Писание и научить их жить по заповедям. И кажется, что всё очевидно, ведь заповеди для всех одни, как их растолкуешь по-другому? Но нет, фарисеи соблюдали заповеди очень строго, и в сердцах их не было любви.

Именно об этом говорит Христос. Он предупреждает не о тех, кто сразу приходит в обличии человека жестокого, как волк, не о тех, кого любой и сам может распознать, но о тех, кто приходит в обличии миролюбивом и кротком, но по сути живёт без любви и учит этому других.

Это очень важно усвоить. Хотя может показаться, что христианство всё до предела ритуализированное, что формы и их правильное исполнение является чем-то основополагающим. На самом же деле, главное в Христианстве — это Христос, а в этическом плане новые межчеловеческие отношения, которые основаны на любви, жертвенности и милосердии. Именно поэтому Он так подчёркивает важность миролюбия. Именно поэтому один из первых возгласов диакона на литургии: миром, то есть в мире друг с другом, Господу помолимся... И именно поэтому один из последних возгласов священника: «С миром изыдем». То есть с тем благодатными миром, который мы получили от Бога на литургии выйдем в общественную, внешнюю жизнь, чтобы её изменить и просветить.

Перепутать и свести всё к отсутствию любви — очень легко. Именно поэтому Христос говорит: «берегитесь». Начало проповеди может быть очень возвышенным, смотреть стоит не на слова, а на дела. На то, какую атмосферу создаёт вокруг себя тот, кто учит других. Ведь плоды проповедника — не томик проповедей, стоящий на полке, но люди, жизнь которых изменилась, которые были грешниками, но стали стремиться к праведности, злились, но стали стремиться к миру.

И всё же, дело не только в лжепророках, ведь каждый из нас немного проповедник и каждый из нас может быть перед другими учителем христианства. Часто не словом, но делом мы показываем людям, в чём суть нашей веры. Христос призывает нас к тому, чтобы быть очень внимательными к тем плодам, которые приносят его ученики. Слова бывают важны, но только дела выражают истинную суть.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!