Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

О тех словах, которые мы только что услышали рассуждать одновременно просто и бесконечно трудно. Просто, если дело не касается тебя самого или кого-то близкого; бесконечно трудно, если каким-то образом задеты твои собственные интересы. Впрочем, так можно сказать вообще о любом нравственном требовании Христа Спасителя. Легко посочувствовать тому, у кого по суду пытаются отобрать последнее, и сослаться на слова Христа «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», почти невозможно не возмутиться, когда в твоей квартирной платёжке неправильно учтены, к примеру, показания счётчиков электроэнергии. Легко полагаться на слова Христа и веру в то, что Бог способен возместить любые потери лишь в том случае, если дело не касается тебя лично. Мы все это прекрасно знаем. И поэтому рассуждать о евангельских требованиях можно лишь применительно к самому себе, а не к кому-либо другому. Только самому себе можно задавать вопрос о том, в какой степени стоит отстаивать своё. Евангелие категорично: ни в какой. Но осуществить это на практике могут очень немногие. Наверное, только те, кого Церковь почитает как блаженных, то есть юродивые. Они избрали для себя следование совсем иной логике. Той самой логике, которую возвещает Евангелие, а не той, которой живём мы. Утешает здесь лишь то, что апостолы Христовы не были юродивыми, не были таковыми и святители. Вообще, абсолютное большинство святых сумели найти компромисс между требованием Евангелия и своими собственными, вполне осязаемыми материальными интересами. Для примера можно указать на святого, жизнь которого прекрасно известна по его письмам, по воспоминаниям о нем и по множеству архивных документов: на святителя Феофана Затворника Вышенского. Мы знаем его как одного из выдающихся духовных писателей, как переводчика аскетической литературы. Но не стоит забывать, что вместе с собственно литературными трудами, он очень внимательно планировал и отслеживал тот доход, который получал от издания своих книг. Впрочем, он им не пользовался, а распределял между многочисленными нуждающимися родственниками. В контексте же сегодняшнего евангельского чтения важно то, что святитель Феофан в принципе проявлял интерес к этому вопросу. Но вместе с тем, архивные документы не дают нам возможности обвинить его в пристрастии и особом беспокойстве о материальной составляющей книгоиздания. Да, он это учитывал, но при этом не был привязан, его разум был свободен. Наверное, это и есть тот самый срединный царский путь, по которому стоит следовать абсолютному большинству христиан: заботиться, но не привязываться. Учитывать свои интересы, но не делать из них идола. Помнить о самом себе, но всегда быть способным уступить.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!