Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

При рассуждении о тех страстях, которые имеют своим непосредственным участником тело, возникает серьёзный вопрос о том, как к нему, к телу относиться. До каких пределов может доходить жестокость по отношению к телу в борьбе со страстями? Здесь может быть множество мнений. Думается, что лучше и полнее других о правильном отношении к телу сказал святитель Феофан Затворник. Вот его слова: «Путь тело получает своё и отдыхает, только ты не упокаивайся в нем, а смотри на него, как на отдыхающее рабочее животное». Практика Церкви, которая выражена в опыте святых, показывает, что любой другой подход не приводит к нужному результату. Можно сосредоточиться на борьбе с желаниями тела через крайний аскетизм, но в итоге все равно пасть под натиском страстей. Если же вообще ничего не делать, то такое падение станет неизбежным. Тот подход, который предлагает святитель Феофан, говорит о том, что нужно дистанцироваться от собственного тела.

Сегодняшний евангельский призыв Христа Спасителя вырвать соблазняющий правый глаз и бросить от себя нельзя понимать буквально. Ведь здесь речь идёт лишь о правом глазе, которые соблазняет человека. А разве можно представить ситуацию, чтобы соблазнял только один правый глаз без участия левого? Смотрим ведь мы одновременно двумя глазами. Отсюда становится понятно, что Христос имеет в виду не собственно глаз и не о то, что в рамках борьбы со страстями необходимо причинять себе физические увечья, а то, что борьбу с самим собой необходимо вести с абсолютной решимостью и чрезвычайной жестокостью. Не случайно же Спаситель говорит именно о правом глазе. Здесь это символ того, что человеку дороже всего. И в древности, и зачастую сейчас, слова «правый», «справа» употребляются как синонимы чего-то дорогого, близкого, наиболее важного и значимого. О том, какое значение имеет для человека зрение, нет смысла и говорить. Пожалуй, из всех чувств для нас более всего дорого именно зрение. Человек, который лишился возможности видеть, теряет очень многое в общении с миром и вообще в наслаждении жизнью. И это самое дорогое — не зрение, конечно, а то, что нам дорого, как правый глаз, — Спаситель повелевает извергнуть и бросить от себя. Только с помощью такой чрезвычайной решительности, как говорит Христос и опыт святых, возможно победить телесные страсти. Если мы этого не поймём и не начнём осуществлять на деле, то как бы ревностно мы ни молились, как бы глубоко ни смирялись, — без такого чрезвычайного, сверхчеловеческого понуждения у нас ничего не выйдет. Причина множества наших неудач в том, что мы либо вовсе не знаем об этом, либо забываем, а иногда и зная, жалеем себя.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!