* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — страшные, хлёсткие, неожиданно жёсткие слова обличений Христа Спасителя, адресованные духовным лидерам еврейского народа — книжникам и фарисеям. Как опытный хирург, Иисус бесстрашно вонзает скальпель в глубоко ушедший гнойник — и выводит на поверхность то, что отравляло организм. Он проговаривает то, что у многих крутилось в головах — но никто не мог осмелиться так публично назвать вещи своими именами. Каждый понимал: такое обличение духовные вожди просто так не оставят без внимания, и расплата будет жестокой.

Когда слушаешь эти слова обличений, невольно задаёшься вопросом: но как же могло такое произойти — люди, занявшие место экспертов по вопросам отношений между Богом и человеком, оказались обманщиками?

Чтобы найти ответ, я бы предложил такое сравнение. Ответьте на вопрос: где живёт музыка? В консерватории? Музыкальной школе? Концертном зале? А вот в подземном переходе, когда нищий студент что-то неумело бренчит в надежде собрать хоть немного денег — это что, тоже музыка? Или всё же музыка появляется только там, где есть конкретная институция, способная провести грамотную и всестороннюю сертификацию? Выдать соответствующий диплом? Но ведь музыка бывает очень разной! Любители классики поморщатся, услышав хип-хоп или нечто прямо противоположное, как Lowercase — но ведь и это всё будет не более чем вкусовщиной!

Так где же живёт музыка? Я бы ответил очень просто: музыка живёт там, где её играют. «Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь И вселяют в нас надежды... Остальное как-нибудь» — как в своё время в своих «Стихах о скрипке» сказал Окуджава. Но дело вовсе не в скрипке. Там, где душа становится слухом — появятся и звуки. Там, где ищут прикосновения к чему-то выводящему за пределы суетливых будней — там зазвучит музыка. И если эта музыка меняет людей, даёт им свет надежды, вдохновляет к жизни, «обжигает» душу — это настоящая музыка, какой бы неприемлемой с точки зрения «музыкальных институций» он ни была.

Беда фарисеев и книжников была в том, что та «музыка», которую они «играли», уже давно никого не «обжигала». Она была мёртвой, формальной, стерильно правильной — и поэтому безопасной. И главный грех духовных элит состоял в том, что они так и не смогли признаться себе в этом: их музыка давно умерла. А другой — они не позволяли.

Та «песня о Боге», которую нёс своей проповедью Иисус — проникала до глубины души и переворачивала её. Так, как Он — о Боге никто не говорил. И для слуха фарисеев это было дерзким кощунством. Но те, кто хотя бы раз услышал эту новую песню о Боге — не смогли её забыть. Перед ней отступал даже страх смерти — потому что она лилась не из правильных схем, а из Недр Самого Источника жизни — Бога!