* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим часть диалога, который происходит между Христом и первосвященниками. Чтобы понять вопрос тех, кто обращается ко Христу, надо вспомнить, что до этого Он вошел в Иерусалим, и Его встречали как Мессию. После Он выгнал из храма всех торговцев и тех, кто менял деньги, сказав, что дом Божий — должен быть домом молитвы. Уже позже, когда дети кричали «Осанна, то есть хвала Сыну Давидову» к Нему подходили первосвященники высказывали свое возмущение тем, что Он принимает эту хвалу... Однако здесь, они уже оправились от первого шока и решают задать более серьезный вопрос. Вопрос о власти Христа, об источнике этой власти.

Может показаться странным, что этот вопрос возник в них только после изгнания торговцев. Сложно спорить с тем, что это действие внешне и из ряда вон выходящее, но ведь Христос совершал не менее важные и поразительные поступки, которые не вызывали таких вопросов. Смущение да, но не вопросы о власти.

Одно из возможных объяснений может лежать в бытовой плоскости. Торговцы и храме, как и те, кто менял деньги, были людьми первосвященника Анны, того самого который позже участвовал в суде над Христом. Говоря современным языком, это был его бизнес, который он организовал будучи первосвященником и имея возможность влиять на все происходит в храме. Возмущение и сам вопрос первосвященников чрезвычайно интересны и показательны: когда прозревает слепой, когда хромой начинает ходить или прокаженный очищается — это воспринимается как чудо, но вопроса о власти не возникает. Были, конечно, те, кто говорили о Нем, что Он действует силой князя бесовского, но подобная мысль как абсурдная была сразу отвергнута Христом и осталась совершенно маргинальной. Здесь же, проблемой заинтересовались на самом высоком уровне, потому что оказались затронуты личные интересы.

Кто-нибудь скажет, что проблемы какого-то возмущенного первосвященника его мало интересуют. Но дело в том, что его поведение очень для нас типично. Разве мы сами зачастую не вспоминаем о Боге тогда, когда оказываются затронуты наши жизненные интересы? Пока мы справляемся сами, нам очень уютно в понятном и предсказуемом мире... Но вот Господь входит в нашу жизнь разными путями и не редко вызывает наше возмущение. Кто это распоряжается нашей жизнью? Кто это нарушает уже сложившиеся правила? Кто беспокоит совесть? Какой властью? Иногда нам кажется, что мы не знаем ответов на эти вопросы, хотя на самом деле знаем... И сегодняшнее чтение говорит именно об этом.

Первосвященники и старейшины, как и мы, сами прекрасно все знали и только себя оправдывали. Христос задает им вопрос, ответ на который потребовал труда и духовного мужества.

Кто такой Иоанн Креститель? От кого было его крещение? Разве этот вопрос только о Нем? Это ведь о вопрос о том, ждут ли они Мессию? Или давно пригрелись на своих насиженных местах?

Вопросы, которые легко задавать другим, но неудобно самим себе. Легко смотреть с высока на коварных и ленивых сердцем первосвященников, но ведь важно увидеть себя. Не так ли и мы говорим Богу «какой властью ты это делаешь», когда нам неудобно Его вмешательство? Нередко, мы читаем Евангельское повествование, как рассказ о ком-то другом, в то время как должны обратить его к себе, увидеть себя в подобной ситуации... и увидев, со всей решимостью изменить свою жизнь.