Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12

03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — столкновение двух позиций, очень отличающихся друг от друга. Первая — это традиционная для иудаизма времен Христа позиция, в которой основным «благополучателем» брачных отношений была женщина. Безмужняя взрослая женщина была фактически социально беспомощна — какой бы умной, красивой и благородной она ни была. Это позволяло другой стороне — мужской — легко манипулировать таким положением дел: опасность оказаться выброшенной за борт нормальной жизни была реальной угрозой для любой женщины. В самом вопросе уже скрывалось двойное дно: ведь если бы Иисус поддержал позицию фарисеев — тем самым Он признал бы нормальным такое унизительное положение неравноправия. А если бы не поддержал — вызвал неизбежное возмущение многих как разрушитель традиционного уклада!

Эту жестокую, циничную кривизну в отношениях между мужчинами и женщинами Иисус решительно выпрямляет. Ведь на практике супружеская измена со стороны жены считалась совершенно недопустимой — и наказывалась смертной казнью через побиение камнями. В то же самое время измена мужа — с точки зрения закона Моисея — точно такой же грех прелюбодеяния — не считался из ряда вон выходящим событием. На измены мужчин закрывали глаза легко — и как в этом контексте резко звучат слова Иисуса: даже один похотливый взгляд — уже грех, отлучение от Бога.

Позиция Иисуса — совершенно иная по сравнению с принятой среди фарисеев. Для Иисуса первичны не социальные роли мужчины и женщины — которые, естественно, могут меняться в зависимости от контекста. Для Него первичен Божественный замысел в разделении на два пола — разделении, которое человек призван преодолевать только любовью. Тот, кто ищет повода отказаться от этого поистине духовного делания — отступник, разрушитель. «Да будут двое в плоть едину» — это ведь не только о физиологии, это именно о качественно новом переживании Другого, Друга — только через которое и открывается таинственная дверь к самому себе.

Как ни странно, но слова Иисуса о «скопцах ради Царства Небесного» вовсе не опровергают выше сказанное. Всё остаётся таким же — тот же самый выход за пределы «себя, любимого» — ради принятия Другого — только вместо супруга — Дух, Который, словно желанный Жених, входит в брачные чертоги души, чтобы составить с ней полное и нерасторжимое единство.

Как же важно почаще вспоминать о сегодняшних словах Христа Спасителя — особенно когда нам кажется, что самые близки люди — просто невыносимы! Ведь каждая семья — это самый настоящий полигон, на котором и оттачиваются приёмы и навыки созидательной, а не эгоистической, любви!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!