* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 16-26

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Невозможно не заметить, что пришедшему к Нему человеку Христос цитирует далеко не все десять заповедей закона Моисея. Из параллельных мест в других Евангелиях мы знаем, что этим человеком был богатый юноша, но и там в речи Христа отсутствует часть заповедей. Юноша, без сомнения, знал все заповеди, но он не восполняет лакуны в перечне, а говорит лишь о том, что исполнил все перечисленное: «всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Можно рискнуть предположить, что здесь он как раз и надеялся на то, что Христос упомянет и о других, ранее не перечисленных, заповедях. Так было бы всем проще. Но Спаситель этого не делает. Может показаться, что Христос поступает так в силу некоторой второстепенности других, не упомянутых заповедей. Но как в таком случае быть с самой первой заповедью, с заповедью о почитании Единого Истинного Бога? Ведь она тоже не упоминается. Вместо этого Христос Спаситель требует странного: все раздать и следовать за Собой. Другими словами, Он требует совершенного самоотречения ради Себя, то есть ради Бога. Через такое требование и проходит разделение между ветхозаветным отношением к нравственности и учением Христа. Господь нигде и никогда не говорит о пределе в исполнении заповедей. Не говорит, в каком объеме необходимо исполнить ту или иную заповедь для того, чтобы наследовать спасение и жизнь вечную. Этого предела попросту нет. А с другой стороны, он сугубо индивидуален. Для того человека, о котором говорит сегодняшнее Евангелие Господь Сердцеведец определил степень исполнения заповедей как совершенное отречение от самого себя и от всего того, что ему было так дорого и с чем он в эту минуту оказался неспособен расстаться. Очевидно, юноша мог последовать слову Христа и, возможно, когда-то в будущем он так и сделал, но этого уже нет на страницах Евангелия.

Господь с каждым говорит индивидуально, у Него нет шаблонных ответов, Он не дает пошаговых инструкций. Для кого-то христианский путь лежит через то, чтобы раздать имение и идти за Христом ничего для самого себя не сохраняя. А для кого-то Бог определил другую степень и другую дорогу. Но в любом случае, без самоотречения хотя бы в минимальной степени и стремления идти за Христом не существует христианства.