* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Царство Небесное было одной из главных тем земной проповеди Христа. Реальность эта настолько таинственная, что говорить о ней прямо при помощи четких, однозначных формулировок значило бы неизбежно обеднять и умалять ее. Поэтому Господь говорит о ней притчами. Емкие, пластичные образы указывают слушателям на ту или иную сторону этой духовной реальности. Вот и сегодня при помощи образов царя и его должника, Спаситель открывает нам еще одну грань этого удивительного мира.

Раб должен был царю десять тысяч талантов. Сумма гигантская! Талант — это, примерно, 26 килограмм серебра. Получается, что раб должен был своему господину 260000 килограммов драгоценного металла. Если обратиться к историческим реалиям, что мы увидим, что весь доход с Палестины в те времена составлял около 10000 талантов. Иными словами, долг слуги был в разы больше, чем доход самого царя. Однако правитель настолько великодушен, что готов простить должника. Представьте, какую радость испытал этот человек. Какое облегчение от того бремени, которое тяжким грузом висело у него на душе. Именно это состояние и есть намек на ту радость и торжество, которое испытывает человек, прикасаясь к Небесному Царству. Это радость прощения, шанс начать все с чистого листа.

Но что мы видим дальше. Слуге не удается удержать тот дар, которым его одарили. Почему? Несмотря на то, что ему самому только что списали гигантский долг, по сути, даровали жизнь, он идет и с какой-то особой мелочностью и злобой выбивает жалкие гроши из ближнего. Финал печален. Человек лишается Царства Небесного.

Один современный мыслитель, рассуждая на эту тему, писал: «кто-то говорит, что Царство Небесное вокруг нас, кто-то — что оно внутри нас, все это, безусловно, в той или иной степени верно. Я же хочу заметить, что оно еще и между нами. Царство Небесное — это способность вести полноценный диалог с другим человеком. Уметь прощать, миловать, чтобы самому оказаться способным принять прощение и быть помилованным».

Бог простил человека. Каждому из нас Он списал просто гигантскую сумму. Яркое свидетельство тому — Его Сын, Который умер на Кресте. И всякий призван принять этот дар, испытать радость этого прощения. Помешать может лишь одно — наше нежелание и неумение отпускать тем, кто рядом с нами жалкие гроши их долга. Это одна из главных причин, почему в своей жизни мы не чувствуем Бога и маемся из-за Его отсутствия. А потому, дай нам, Господи, отпускать своим должникам, прощать им те проступки, которые они совершили против нас, чтобы то Небесное Царство, которое Ты принес на землю, стало постоянным состоянием нашего сердца.