Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20

В отрыве от первых стихов 18-й главы только что услышанный нами евангельский отрывок звучит не совсем полно. В начале же этой главы мы слышим строгие и для многих в истории Церкви довольно соблазнительные слова Христа Спасителя о необходимости радикальных мер борьбы с грехом в самих себе. Там говорится о членах тела, которые необходимо отсечь в том случае, если они вызывают соблазн. Конечно, Церковь никогда не воспринимала эту строгость буквально, а прочитывала ее как призыв не мириться с какими бы то ни было греховными проявления собственной натуры. Любой грех должен быть отсечён. Вот только сделать это получается не всегда и не у всех. Да и степень отсечения, как и сами грехи, может быть очень разной. Когда мы размышляем о сегодняшнем отрывке, нам стоит иметь в виду эти мысли, прозвучавшие чуть раньше и не вошедшие в нынешнее чтение. В сопоставлении с ними получается, что «малые», о которых мы слышим сегодня, как раз те, у кого не получилось найти в самих себе должной для евангельской борьбы с грехом силы. Попросту говоря, это те, кто по каким-либо причинам живёт не вполне нравственной жизнью. Они являются предметом особой заботы Бога и потому не должны быть презираемы и людьми. Эту Свою мысль Христос поясняет примером, который хорошо понятен тем, кто тогда находился рядом с Ним, Он говорит о заботе о каждой овце стада и особенно о той, которая каким-либо образом затерялась. Через это Христос Спаситель смягчает строгость предыдущего отрывка. Строгость к самим себе должна сочетаться с милосердием к другим. И никак иначе. Все другие возможные комбинации строгости и милосердия не будут христианскими. Нельзя быть милосердным к себе и строгим к окружающим. Нельзя быть строгим ко всем. Равно как и нельзя быть милосердным к самому себе и ко всем прочим. Точнее сказать, быть то можно, но это, если судить по Евангелию, уже не христианский путь.