Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В отрыве от первых стихов 18-й главы только что услышанный нами евангельский отрывок звучит не совсем полно. В начале же этой главы мы слышим строгие и для многих в истории Церкви довольно соблазнительные слова Христа Спасителя о необходимости радикальных мер борьбы с грехом в самих себе. Там говорится о членах тела, которые необходимо отсечь в том случае, если они вызывают соблазн. Конечно, Церковь никогда не воспринимала эту строгость буквально, а прочитывала ее как призыв не мириться с какими бы то ни было греховными проявления собственной натуры. Любой грех должен быть отсечён. Вот только сделать это получается не всегда и не у всех. Да и степень отсечения, как и сами грехи, может быть очень разной. Когда мы размышляем о сегодняшнем отрывке, нам стоит иметь в виду эти мысли, прозвучавшие чуть раньше и не вошедшие в нынешнее чтение. В сопоставлении с ними получается, что «малые», о которых мы слышим сегодня, как раз те, у кого не получилось найти в самих себе должной для евангельской борьбы с грехом силы. Попросту говоря, это те, кто по каким-либо причинам живёт не вполне нравственной жизнью. Они являются предметом особой заботы Бога и потому не должны быть презираемы и людьми. Эту Свою мысль Христос поясняет примером, который хорошо понятен тем, кто тогда находился рядом с Ним, Он говорит о заботе о каждой овце стада и особенно о той, которая каким-либо образом затерялась. Через это Христос Спаситель смягчает строгость предыдущего отрывка. Строгость к самим себе должна сочетаться с милосердием к другим. И никак иначе. Все другие возможные комбинации строгости и милосердия не будут христианскими. Нельзя быть милосердным к себе и строгим к окружающим. Нельзя быть строгим ко всем. Равно как и нельзя быть милосердным к самому себе и ко всем прочим. Точнее сказать, быть то можно, но это, если судить по Евангелию, уже не христианский путь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!