Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-11. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-11

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Споры о первенстве, как мы знаем, неоднократно возникали среди учеников Христа во время Его земного служения. Подобного рода споры характерны для любой группы людей, который собрались вокруг одного учителя и были поставлены в равное положение. Да и вообще, в любой группе равных по своему статусу людей рано или поздно встает вопрос первенства. И на него как-то надо отвечать.

Из всех четырех евангелистов только апостол Матфей упоминает, что споры учеников касались первенства не в рамках их земной жизни, а в том Царстве Небесном, о котором их учил Господь Иисус Христос. Из Его слов они знали, что в этом Царстве существует определенная иерархия: там есть те, кто больше, и те, кто меньше. Но что это означает и как первенство в Царстве Небесном соотносится с земным первенством — ученики не понимали. В беседе Христа с апостолами на эту тему у евангелиста апостола Матфея говорится о том, что критерии оценки значимости того или иного человека в Царстве Небесном противоположны тем критериям, по которым человека оценивают на земле. Эта тема — одна из постоянных в проповеди Христа: она возникает много раз в самых разных ситуациях. Заповеди Блаженства из Нагорной проповеди являются раскрытием в том числе и этой темы: блаженными, подлинно счастливыми оказываются не те, которых таковыми считают на земле — богатые, постоянно веселящиеся, гордые, успешные, — а те, кто по земным стандартам ни в чем не преуспел — нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, гонимые. Подлинным победителем оказывается не тот, кто достойно ответит на нанесенное оскорбление, а кто, получив удар в одну щеку, подставит другую. Многие притчи говорят о том же самом: оправданным оказывается не праведный с точки зрения ветхозаветного закона и потому гордый фарисей, а смиренный и во всех смыслах грешный мытарь; спасенным — не веселившийся каждый день богач, а нищий Лазарь; ближним — не священник и левит, а милосердный самарянин.

В сегодняшнем евангельском эпизоде Господь в ответ на вопрос о первенстве приводит в пример ребенка: он в значительно большей степени отвечает критериям, которые изложены в заповедях Блаженства, чем взрослый человек. Он — смиренный, кроткий, безобидный, чистый сердцем; он плачет, когда его обижают; он не способен ответить злом на зло, у него для этого нет ни сил, ни умения. От греческого глагола, который переводится здесь на русский как «умалится», происходит греческий аналог слова «смирение». Именно это качество — смирение — одна из основных отличительных черт Христова ученика: именно с него начинаются заповеди Блаженств.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!