* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм* и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир**; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как сборщики налогов спрашивают Петра, платит ли его Учитель храмовый налог, на что апостол отвечает утвердительно. Христос действительно довольно лоялен властям, лоялен государству как институту, и готов платить Кесарю кесарево. Но не потому что Он желает кому-то угодить, а потому Он не видит в государстве соперника, не пытается построить Царство Божие на земле. Заповеди, которые Он дает ученикам не столько противоречат законам государства, сколько превосходят их, зовут к тому, что выше и чище.

Рассуждая о необходимости платить налоги, Христос спрашивает Петра о том, насколько это необходимо. Если сыны царя свободны от податей в Его казну, должны ли апостолы платить храмовые налоги, ведь через Христа они больше не рабы, но друзья и дети Божии. Во все времена сын царя вел себя достаточно самоуверенно и позволял себе больше, чем подданные. Кажется, уж своему сыну или родственнику царь, да и любой начальник всегда простит... Но сыновство, которое мы обретаем во Христе, напротив, развивает в нас не вседозволенность, не распущенность, но ответственность, порядочность, скромность... Ведь подлинный Сын знает волю Отца и исполняет ее. Причем, удивительное отличие Нового Завета от Ветхого в том, что в древности — закон по большей части ограничивался внешними, раз и навсегда данными нормами, от которых нельзя было отступать. Новозаветный закон — это закон внутренний, который направлен на осмысленность и понимание сути, в его основе любовь и духовная польза ближнего. Именно поэтому нас не должны казаться странными слова Христа о том, что они должны заплатить налог, чтобы не смущать сборщиков. Кто-нибудь может спросить: «А сколько раз Христос совершал тот или иной поступок, сознательно смущая окружающих книжников и учителей закона?» И это будет вполне закономерный вопрос. Но дело в том, что поведение Христа как раз и означает — Он мог быть разным, в разных ситуациях, но не изменял главному принципу — пользе ближнего и любви к нему. Если мы попытаемся припомнить истории, в которых Христос не боялся смутить — это будет либо исцеление в субботу, либо нарушение правил ритуальное чистоты. Во всех этих ситуациях Он не просто нарушал заповедь, Он показывал, что формальное никогда не бывает важнее любви и реальной пользы другого.

В этом смысле жизнь ученика — это жизнь в пространстве воли Божией. Все обстоятельства он ощущает как дарованные ему. Они не просто сложились, они либо посланы, либо попущены... Пример с рыбой во рту который была монета, очень ярок. Кто-то посчитал бы это случайностью, но для нас, доверяющих Евангелию, очевидно, что случайностей не бывает. Мы можем не знать конкретных причин чего бы то ни было, но сама история для нас исполнена смысла. Проживая каждый момент, действуя здесь и сейчас, можем ли мы ее изменять и в ней участвовать? Конечно, ведь Бог создал нас как свободных, мы не заводные игрушки, действующие автоматически. Он все знает, но не все определяет, оставляя нам место для творчества и любви.