Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 6-12

06 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

07 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

08 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

09 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Диалог между Христом и апостолами, описанный в только что услышанном нами отрывке, происходит по пути в область, населенную язычниками. Отношения с ними у правоверных иудеев были очень напряженные. И причиной тому являлись именно религиозные разногласия. Иудейский закон гласил, что любой еврей, исповедующий веру в Единого Бога, не может есть хлеб, который испекли или даже просто держали в руках язычники. Поэтому, когда Христос произносит: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской», у апостолов в сознании возникает лишь одна мысль: «мы забыли взять чистый хлеб, который выпекли по всем правилам нашей традиции. Что же мы будем есть?»

Это весьма примечательно. Ведь только что, буквально в предыдущей сцене, Христос обличает фарисеев и саддукеев в их костном, чересчур формальном отношении к духовной жизни и другим людям. Именно состояние их сердца он и называет «закваской фарисейской и саддукейской». Сравнение с закваской подходит здесь как нельзя лучше. Ведь это продукт брожение, то есть, гниения, разложения. Этой мертвенностью было пропитаны их чувства, их образ мыслей, все их учение.

То есть, Господь хочет показать ученикам, что несмотря на свою близость к Нему, ту же самую закваску, что фарисеи и саддукеи, они все еще носят в себе. И яркое свидетельство тому — это то, как они относятся к другим людям. Они все еще видят ужасное преступление в том, чтобы взять хлеб из рук других людей. Мыслят точно так же, как их религиозные лидеры.

Подумать только! Речь идет о самих апостолах, то есть тех, кто ежедневно лично общался со Спасителем! И, несмотря на это, все еще продолжал пребывать в относительном неведении о фундаментальных законах духовной жизни и межлистных отношений. Не делает ли этот факт подобную ситуацию как нельзя более актуальной для нас с вами? Не напоминает ли он нам, что недостаточно быть крещеным человеком, ходить в храм и соблюдать церковные установления. Ведь оказывается даже при этом можно пребывать в том сердечном окаменении, о котором говорит услышанный нами отрывок. Поэтому необходимо кропотливым трудом правильно организовать работу своего сердца. А главным критерием того, что мы делаем это правильно, является наше отношение к своим ближним, пусть и не всегда это верующие и церковные люди.